Ключи от царства небесного Легенды о примуле
Fiora-kaluga.ru

Флористический портал

Ключи от царства небесного Легенды о примуле

Заметки о католицизме

Страницы

Что означают ключи от Царства небесного, которые Христос передал Петру?

И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

“Ключи от дома предоставляются тем, кто назначен быть домоуправителями, чтобы они имели полную власть открывать и закрывать, согласно их собственному соизволению. Под “домом Давида” имеется в виду “королевский дом”. Этот способ выражения был принят среди людей, потому что Давиду было обещано, что его царство пребудет вовек (2 Цв. 7:13). По этой причине царство называется “Домом Давида”.

“Несмотря на то, что “ключи” обычно носят в руках, однако, говорится, что они возлагаются на его плечи, что описывает важные обязанности. всё управление домом передано ему, чтобы он мог контролировать всё согласно своему соизволению; и мы знаем, что вручение ключей обычно рассматривается как знак владения”.

“Некоторые комментаторы видят в этом отрывке ссылку на Христа, но это неуместно. Потому что пророк сравнивает двух людей: Севну и Елиакима. Севна теряет свою должность, Елиаким становится его преемником. При чём здесь Христос? Елиаким не является прообразом Христа, и пророк не описывает здесь никаких скрытых тайн, но берёт сравнение из обычной человеческой практики, как если бы ключи от дома были переданы тому, кого назначили домоуправителем” (Комментарий на книгу пророка Исаии, том 2).

“Исаия 22:15 безусловно лежит в основе этих [Мф. 16:19] слов. Ключи являются символом власти и Roland de Vaux правильно видит здесь ту же власть как и та, что по праву принадлежала визирю, хозяину дома, камергеру короля в древнем Израиле. Елиаким представлен имеющим ту же власть в книге Исаии”.

“Это имеет большое значение, что в других контекстах, когда обсуждаются дисциплинарные дела общины, символ ключей отсутствует, так как это высказывание применяется к более широкому кругу людей. Роль же Петра, как домоправителя царства объясняется как осуществление административной власти, как это было в случае царедворца Ветхого Завета, который держал ключи” (Толковая Библия, Евангелие от Матфея).

“Таким образом, мы стоим здесь и с открытым ртом смотрим в небеса и до сих пор изобретаем другие ключи. Тем не менее, Христос говорит очень ясно в Евангелии от Матфея 16:19, что Он даст ключи Петру. Он не сказал, что Он имеет два вида ключей, но он дает ключи, которые Он Сам имеет, Петру и никому другому. Это как если бы он говорил: почему вы так всматриваетесь ввысь в поисках ключей? Неужели вы не понимаете, я дал их Петру? Это действительно ключи от неба, но они не находятся на небесах. Я оставил их на земле. Не ищите их на небе, или где-либо еще, кроме уст Петра, где я поместил их. Уста Петра – мои уста, и его язык – хранилище моих ключей. его связывание и разрешение является моим связыванием и разрешением “(Martin Luther, The Keys, in Conrad Bergendoff, ed. trans. Earl Beyer and Conrad Bergendoff, Luthers Works, vol 40, Philadelphia: Fortress, 1958, p 365-366).

“О Петр, князь апостолов, ты должен научить нас, так как ты сам был научен Господом; и также, ты должен открыть нам ворота, от которых ты получил ключ. Отойдите все те, кто подрывает небесный дом; отворотитесь те, кто пытается войти через ложные отверстия и незаконные врата, ибо очевидно, что никто не может войти в ворота Царства, за исключением того, кому ключ, . откроет их”. (Иоанн Кассиан, Против Нестория о воплощении. Книга III, гл 12)

“Блаженный Пётр в особом порядке, получил ключи от Царства Небесного и первенство судебной власти, чтобы все верующие поняли, что те, кто каким-то образом отделятся от единства веры или общения с ним, не могут получить ни отпущения грехов, ни войти в дверь Царства Небесного” (Проповедь в день праздника святых апостолов Петра и Павла).

Окончательная власть ключей

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит. ” (Откровение 3:7)

“И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти” (Откровение 1:17-18).

Ключи от Царства Небесного не отличаются от ключей от Дома Давидова. Это подтверждает тот факт, что в Мф. 16:19, как и в Откровении 3:7, Иисус – Тот, кто контролирует их. Но в каком смысле власть ключей была дана Петру?

Существует множество случаев, показывающих что в библейском и позднем иудейском использовании этой фразы, передача ключей означала передача полномочий. Как Елиаким получил полномочия над домом Израиля в качестве королевского домоуправителя (Ис. 22:22). Когда Иисус говорит, что имеет ключи от ада и смерти (Отк. 1:18) и от дома Давида (Отк. 3:7), Он говорит, что Он – не просто привратник или управляющий домом, но Царь, Господин мира мёртвых и Царства Небесного.

В то время как передача ключей подразумевает полную и окончательную власть Передающего, тот, кто получает эти ключи, имеет определённый контроль над домом, например, над палатой советов или сокровищницей (Мф. 13:52) а также, разрешать или запрещать вход в Царство (Отк. 3:7).

От Матфея 23:13 [” затворяете Царство Небесное человекам” ], ведёт нас даже дальше. Этот отрывок очень важен для понимания Мф. 16:19, потому что это единственный отрывок в Новом Завете, который заключает в себе образ, который больше не найден нигде: ключи от Царства Божьего. Мф. 23:13 показывает нам, что книжники и фарисеи времён Иисуса Христа утверждали, что они обладают властью ключей от дома Израиля. Они осуществляли ее, провозглашая волю Божью в Священном Писании в форме проповеди, учения и суда. Через это они открывали для общины Израиля вход в Царство Небесного. Как Господин Мессианской общины, Иисус передал эти ключи Петру (J. Jeremias, Theological dictionary of New Testament, Vol. 3, Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1968).

Церковь осознаёт, что Иисус Христос – главный держатель ключей от ада и смерти (Отк. 1:18) и от Царства Небесного (Отк. 3:7). Также как Он является главным Пастырем Церкви. В Евангелии от Иоанна 21:15-17 Иисус делает Петра пастырем над Своим народом до того как Христос вернётся снова (1 Пет. 5:4), но Христос никогда не уступает Своей власти над Своим народом: “Паси овец Моих“. Этим утверждением Иисус говорит, Кто имеет окончательную власть и владение народом Божьим.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 16:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос

Далее обещает и другую почесть: и Я дам ти ключи царствия небеснаго. Что значит: и Я дам ти? Как Отец дал тебе познание обо Мне, так и Я дам тебе; не сказал – умолю Отца, хотя и это было бы важным доказательством Его могущества и неизреченно великим даром; но: Я дам тебе. Что же даешь Ты, скажи мне? Ключи неба, чтобы еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Как же не может дать того, чтобы сесть одесную и ошуюю – Тот, Который говорит: Я дам тебе? Видишь ли, как Христос этими двумя обещаниями возводит Петра к высокому о Нем мнению, как открывает Себя и показывает истинным Сыном Божиим? Он обещает даровать ему то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи, соделать Церковь непоколебимою среди всех волнений, и простого рыбаря явить крепчайшим всякого камня, когда востанет на него вся вселенная. Подобным образом и Бог Отец сказал, беседуя с Иеремиею, что полагает его, как столп медный и как стену (Иер. I, 18); но Иеремия поставлен был для одного народа, а Петр для целой вселенной. Хотелось бы мне спросить тех, которые унижают Сына: какие больше дары – те ли, которые Отец дал Петру, или те, которые дал Сын? Отец даровал Петру откровение о Сыне; Сын же откровенное познание об Отце и о самом Себе посеял во всей вселенной, и простому смертному вручил, давши ему ключи, власть над всем небесным; и он распространил Церковь по всей вселенной, и явил ее сильнейшею самого неба. Небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. XXIV, 35). Как же меньше Тот, Кто дал такую власть и совершил такие дела? Говоря это, я не отделяю дел Отца от дел Сына: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин. I, 3); но хочу обуздать бесстыдный язык дерзающих унижать Сына.

Из всего этого познай власть Христа. Аз тебе глаголю: ты еси Петр; Я созижду церковь; Я дам ти ключи неба. Тогда, – сказав это, – запрети им, да никомуже рекут, яко Сей есть Христос (ст. 18-20). Для чего Он запретил? Для того, чтобы, по удалении соблазнителей, по совершении крестного подвига и по окончании всех Его страданий, когда уже некому было препятствовать и вредить вере в Него многих, тогда чисто и твердо напечатлелось в уме слушающих верное о Нем понятие. Могущество Его не так еще очевидно обнаруживалось. Поэтому Он хотел, чтобы апостолы тогда уже начали проповедовать о Нем, когда очевидная истина проповедуемого и сила событий будут подтверждать слова их. Действительно, иное было дело видеть, что Он то чудодействует в Палестине, то подвергается поношениям и гонениям (особенно, когда за чудесами должен был последовать крест), и иное дело видеть, что вся вселенная Ему покланяется и верует в Него, и что Он уже не терпит ни одного из тех страданий, которые претерпел. Поэтому-то Он и повелел никому не сказывать. Раз укоренившееся, а потом исторгнутое, трудно уже насадить и удержать во многих; напротив, что однажды принялось и остается на своем месте и ничем не бывает повреждаемо, то легко прозябает и возрастает. Если те, которые видели многие чудеса и слышали столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слухе о страданиях, притом не только прочие апостолы, но и верховный из них Петр, то представь, какому бы соблазну подвергся народ, если бы он знал, что Христос есть Сын Божий, и потом увидел, что Его распинают и оплевывают, между тем не разумел бы сокровенного в этих тайнах, не приняв еще Святого Духа? Если и ученикам Христос говорил: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Ин. XVI, 12), то тем более смутился бы прочий народ, если бы прежде надлежащего времени открыта ему была высочайшая из тайн. Вот почему Он и запретил сказывать! И действительно, как важно было познать полное учение не прежде, чем после этих событий, когда миновали соблазны, познай то из примера верховного апостола. Тот же самый Петр, который после стольких чудес оказался таким слабым, что даже отрекся Иисуса и убоялся простой служанки, – когда совершились уже крестные страдания, когда он увидел ясные доказательства воскресения и когда ничто уже его не соблазняло и не устрашало, тот же Петр с такою непоколебимостью защищал учение Духа, что, не смотря на все угрожавшие ему опасности и тысячи смертей, сильнее льва устремлялся на народ иудейский. Итак справедливо запретил Он сказывать прежде креста народу, когда прежде креста опасался все открыть и тем, которые должны быть наставниками. Много имам глаголати вам, – говорит Христос, – но не можете носити ныне (см. Ин. 16:12). И действительно, многого они еще не разумели в Его словах, чего прежде креста Он ясно не открыл им; после же воскресения они поняли некоторые из Его слов.

Читать еще:  Чем обработать луковицы тюльпанов перед посадкой

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

«Я дам тебе ключи Царства». Что же такое ключи, как не Божественное и небесное слово, сказанное ими в силе слушающим с верою? Ибо Божественное в силе слово открывает уши верных и, входя вовнутрь, открывает запертые лукавым двери сердца, и овладевает там пажитями души, то есть что сердце, открытое поистине силою Духа живого и действенного слова, более не будет заперто вовеки снова. Ибо и сам лукавый через слово, которое он сказал Еве, вошел прежде в слух и через слух проник в сердце, послушавшее его слова, и завладел пажитями души, и запер двери сердца от того, чтобы открыться для вечной жизни и для той духовной добродетели слушания. Необходимо, чтобы там, где уничтожитель походил и опустошил, должно было войти слово жизни и исправить опустошенные вещи добродетелей души.

Собрание рукописей типа I. Слово 27.

Блж. Иероним Стридонский

и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Епископы и пресвитеры, не понимая этого места, усваивают себе нечто из превозношения фарисеев, так что или осуждают невинных, или считают своим правом разрешать виновных, хотя перед Богом требуется не приговор священников, а праведная жизнь виновных. Мы читаем в книге Левит (Лев. 14) о прокаженных, где повелевается, чтобы они показались священникам, и если на них есть еще проказа, то они признаются от священника нечистыми (immundi fiant – делаются нечистыми); это не то, что священники делают их прокаженными и нечистыми, а то, что они имеют знание о признаках прокаженного и не прокаженного и могут различать того, кто чист или нечист. Таким образом, как там священник прокаженного делает или чистым, или нечистым, так и здесь священник или пресвитер связывает и разрешает не тех, которые неповинны или виновны, но по долгу своего служения, когда услышит различие грехов, то знает, кто должен быть разрешен и кто – связан.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Как Бог, Христос со властью говорит: «дам тебе»; как Отец дал тебе откровение, так Я – ключи. Под ключами же разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: «дам тебе», но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: «кому отпустите грехи, отпустятся им», ибо и «дам» обозначает грядущее время, то есть время после воскресения. Небесами называются и добродетели, ключами же их – труды, так как чрез делание, как бы при помощи некоторых отпирающих ключей, мы входим в каждую из добродетелей. Если же я не делаю, но только знаю доброе, то имею только ключ ведения и остаюсь вне. Связан же на небесах, в добродетелях, тот, кто не ходит в них, ибо прилежный разрешен в них. Не будем грешить, чтобы мы не оказались связанными узами собственных грехов.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Епифаний Латинский

и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Христос – это камень, который нельзя сдвинуть и нельзя растереть. Потому Петр с радостью принял от Христа это имя в обозначение учрежденной и непоколебимой веры Церкви. Дьявол – врата смерти, он всегда спешит навести на святую Церковь бедствия, соблазны и гонения. Но вера апостола, основанная на камне Христа, всегда пребывает непобежденной и нетронутой. И ему вручены ключи Царства Небесного, так чтобы связанное им на земле было связанным и на небе, а разрешенное на земле было разрешено и на небе.

Толкование на Евангелия.

Евфимий Зигабен

и дам ти ключи Царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех

и дам ти ключи Царства Небеснаго

Так как Петр исповедал Христа истинным Сыном Божиим, то Он показывает ему силу Своего Божества, говоря: создам на тебе Церковь Мою (см. Мф. 16:18) и дам тебе ключи Царства Небесного, т.е. право вводить в него, так как вводить может владеющий ключами. Дар этот принадлежал и другим апостолам, но дан был ему прежде всего, потому что он первым исповедал Христа истинным Сыном Божиим. Поэтому и после Вознесения Спасителя на небо, он прежде всех учил долгое время и многих привел к вере.

и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех

И это дело – владеющего ключами. Вязать – значит не прощать, а разрешать – прощать. Итак, обещает ему: всякий грех, которого ты не отпустишь на земле, не будет отпущен и на небе Богом, – и всякий, который ты отпустишь здесь, будет отпущен и там. Но Марк (8:29) и Лука (9:20) ради краткости привели ответ Петра по сокращению, и потому и об ублажении его, и о другой чести они умолчали, зная притом же, что он – не честолюбив. Матфей же ради точности написал все это, воздавая вместе с тем честь верховному из апостолов.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Ключи Царства Небесного: понятие Царства Небесного (см. прим. к Мф. 3:2) соответствует здесь к понятию церкви (ст. Мф. 16:18); и как церковь представляется под образом здания, которое конечно, имеет вход и выход, замыкаемый и отмыкаемый посредством ключей, то ключи означают здесь образно орудие допущения или недопущения в здание церкви или в сообщество верующих. Обладание ключами здания предполагает свободный доступ в здание и даже распоряжения в сем (Ис. 22:22; Откр. 1:18, 2:7) вручение ключей поэтому есть дарование права входить в здание, распоряжаться там, допускать туда или не допускать других. Следовательно, выражение: дам тебе ключи Царства Небесного означает то же, что последующее за ним изречение: что свяжешь на земле, будет связано на небесах и пр. — Дам тебе: этим дается не одному Петру исключительное право допускать или не допускать в церковь, как думают римские католики, но такое же право даровано впоследствии всем апостолам (Ин. 20:21—22); здесь же оно дается Петру потому только, что он прежде всех исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. «Неужели ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская церковь. А что действительно церковь получила сие право, а не одно исключительно лицо, это видно из другого места, где Господь то же самое говорит и ко всем своим апостолам (Ин. 20:22—23 и Мф. 18:18). Так церковь связывает, церковь разрешает; связывает и разрешает церковь, основанная на краеугольном камне — самом Иисусе Христе» (Август.). — Что свяжешь на земле и пр.: вязять и разрешать часто употреблялось у иудеев в смысле — запрещать и дозволять (Lightf. р. 378 и дал.). Так, например, говоря о собирании дров в день субботний, они выражались: «школа Шаммаи связует это, т.е. запрещает, школа Гиллела разрешает это, т.е. дозволяет». Апостолу Петру, а впоследствии и всем апостолам, этими словами дается право разрешать или не разрешать грехи, дозволяющие или не дозволяющие быть в церкви или обществе верующих, и обещается, что недозволенное ими в церкви не дозволено будет и Богом, а разрешенное будет разрешено и Богом. Такая власть даруется им потому, что после Христа апостолы и преемники их остаются на земле видимою законодательною властью в церкви, как представители управления церковью самим Иисусом Христом.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Если раньше церковь была представлена под видом здания, то теперь образ изменяется: речь о здании заменяется речью о Царстве Небесном. Образ же ключей, взятый, очевидно, от здания, применяется теперь к Царству Небесному. Последнее, таким образом, представляется опять под видом здания, в которое входят через запираемые и отпираемые двери. Выражение “Царство Небесное” означает то же, что и предшествующее — “церковь.” Только последнее указывает больше на церковь с ее видимой стороны, тогда как “Царство Небесное” — на невидимую и вечную сторону церкви. О ключах ада упоминается в Откр. 1:18; ср. 9:1; 20:1.

“Писатель изображает воскресшего Христа, как имеющего ключи ада, т.е. власть над ним, силу входить в него и освобождать из него или ввергать в него. Подобно этому и Царство Небесное приравнивается к крепости с запертыми воротами. Кто имеет ключи, тот может войти в нее, допустить или исключить. По Откр. 3:7, эта власть принадлежит Самому Христу. Образ имеет аналогию у Ис. 22:22 и выражает высшую власть. Иметь ключи — значит иметь абсолютное право, не оспариваемое никем. Возможно, что в словах “ключи” первоначально выражена была мысль о проникновении Петра в божественную истину. Его мысль, что Иисус есть Сын Бога Живого, была ключом, с которым Петр допускал в Христово Царство. Приводя других к той же вере, он мог также открывать им Царство в противоположность книжникам и фарисеям, которые запирали его перед глазами желавших войти в него (23:13).”

Читать еще:  Посадка каллы в горшок

Это место обыкновенно понимается в смысле права духовных лиц отпускать людям или удерживать за ними грехи.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Легенда о Примуле

“Царице эльфов я служу,
В кружки волшебные вяжу
Траву полян, где первоцвет
Желтеет, в золото одет,-
Златая гвардия царицы.
И этот праздничный наряд
Рубины – пятнышки крапят,
И в пятнах аромат гнездится.
Росы собрать и каждому цветку
Привесить жемчуговую серьгу
Мне велено. ”
(Вильям Шекспир “Сон в летнюю ночь”)

Примулы называют также первоцветом, так как появляются они весной в числе первых цветов. В народе их называют еще “баранчиками” – молодые листочки, волнистые и опушенные, похожи на спинки ягнят; “ключиками” – цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Поскольку растение цветёт весной, в предверии лета, а жёлтые цветки в зонтикообразном соцветии действительно имеют вид связки миниатюрных ключиков, то в народе первоцвет поэтически называют ключи от лета, ключ, ключики. У многих славянских народов примула почитались как золотые ключики, открывающие по весне дорогу всему зеленому царству.
Всю долгую зиму небесная Лада томится в плену густых туч и туманов. Но весной умытая вешними водами богиня любви, солнца и согласия является в мир с щедрыми дарами. Там, куда упала первая молния, и вырастают первоцветы, чтобы своими ключами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев.
В Германии эти цветы так же называют ключиками за сходство со связкой старинных церковных ключей. В некоторых областях Германии – это ключи замужества. Существовало такое поверье, что девушка, которая первой на пасхальные праздники найдёт цветок первоцвета, несомненно в этот же год выйдет замуж. Еще во времена кельтов и галлов примула входила в состав любовного напитка.
В средние века сложилось предание о происхождении этих цветов. Однажды Апостолу Петру, стоявшему на страже у входа в Царствие Небесное, сообщили, что кто-то пытается без разрешения проникнуть в рай. Апостол в испуге выронил связку золотых ключей, которая упала на землю, глубоко врезалась в нее, и оттуда вырос желтый, похожий на ключи Апостола цветок. Хотя ангел, посланный св. Петром за ключами, забрал их, но на земле остались отпечатки, из которых вырастают цветы, которые отпирают нам дверь к теплой погоде и лету.
Есть еще одна легенда о происхождении примулы. На одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса – эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он ее почему то не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в примулу – цветок, который первым распускается весной, и пройти мимо него совершенно невозможно. С той поры деревенская молодежь ходит любоваться на эти цветы едва сойдет снег.
В Англии считали, что трубчато-колокольчатые поникшие цветки первоцвета являются прибежищем для сказочных фей и гномов во времена непогоды. Они поют хвалу укрывающим их цветам, радуясь, что могут найти приют в золотистых венчиках в сильный дождь, когда светлые лучи месяца закрываются облаками. Тот счастливец, который услышит доносящееся из волшебных цветков примулы пение – будет жить в радости и благополучии долгие годы.
Согласно древнескандинавским сагам, это ключи богини плодородия Фрейи, которыми та открывает весну. Богиня эта красива, молода, обворожительна. Ожерельем ей служит радуга, которую сковали ей гномы. И там, где это радужное ожерелье коснется земли, с него падают на землю золотые ключи и, упав, превращаются в первоцвет.
По древнегреческому преданию, примула возникла из тела умершего от любви юноши Паралисоса, которого боги из сострадания превратили в ароматный цветок; поэтому верили, что он излечивает от паралича, и в медицине его до недавнего времени называли “параличной травой”.
Вулканологи утверждают, что примулы предсказывают извержение вулканов. Каждое извержение вулкана на острове Ява забирало очень много человеческих жизней до тех пор, пока жители не обратили внимание на растения, встречавшиеся только здесь, на склоне огнедышащей горы. Это была королевская примула. Интересно, что распускала она цветки только накануне извержения вулкана. Теперь жители близлежащих от вулкана деревень систематически следят за растением-спасителем и, как только оно начинает цвести, поспешно покидают селения. И говорят, примула еще ни разу их не подвела. Сейчас этим свойством первоцвета заинтересовались ученые.
Кавказские горцы утверждают, что волшебная пурисула – королевская примула, – растущая высоко в горах, однажды расцвела в неурочное время. Целое племя, увидев цветущую пурисулу, спешно покинуло родные края, в которых вскоре разразилось землетрясение. Люди шли все дальше и дальше на запад, пока не пришли в страну, очень похожую на их родину. Осев здесь, кавказские иберы постепенно превратились в иберов пиренейских – предков современных басков, поэтому-то в их языке и в некоторых элементах культуры прослеживаются грузинско-балканские связи. Трудно утверждать, так ли это было, но эти связи действительно обнаруживаются.

О, Греция, ты грёзы моих снов,
и родина мифических героев.
Олимп гора – обитель всех богов,
жива в легендах песнь о гордой Трое.

Здесь просвещенья философский нрав
Царит в противовес всем наслаждениям.
И юный грек, смысл жизни осознав,
Учебе – приме предавал значенье.

Был юноша по дерзкому пытлив,
Мир знаний, он как море ведь безбрежный…
Науки все земные изучив,
Небесный мир решил познать прилежно.

Но чтоб идти по звёздному пути,
открыть ворота в центре у Галактик,
Нужны ключи, волшебные ключи,
И проявив недюжинный характер

Он ночью собирал луны лучи,
И в печь их до красна, для переплава.
Нужны ключи, да не просты ключи:
смесь золота и звёздного состава.

Ворота те, отличны от мирских,
Издалека манЯт и привлекают.
Их звёзды охраняют от «чужих»,
и чары колдовские навевают.

Искусен грек, их вынув из печи,
Он бросил остужать на воды речки.
Да! Выковал те звёздные ключи,
Готов теперь вступить на путь, на Млечный!

Идёт, дорожка лунная длинна,
Мерцает волшебством чудесным воздух…
Вокруг стоит такая тишина,
Что слышно как шуршат крылами звёзды.

Перелетая звёздочки манят,
К себе вниманье разом отвлекая,
Тихонечко, чуть слышно говорят,
Все, вместе разом, собираясь в стаю…

Вдруг в тишине раздалось: “Не дрожать!”
сказала то звезда, что жмётся справа.
И стала ярким светом угрожать,
В глаза, глядя и дерзко и лукаво…

“И всё забыть!” – прибавила звезда,
блестевшая пред юношей, с печалью…
«Иначе, не вернёшься, ждёт беда», –
сказала и окутала вуалью.

Однако, грек не дрогнул, продолжал
Идти вперёд, без страха и упрёка,
А голос звёзд его сопровождал,
Пугая, с предсказаньем лжепророка…

«Забудешь всё!», – звезда твердила вновь,
Горевшая, «Поверь, то неизбежно,
Забудешь землю, молодость, любовь,
И детство, что бежало безмятежно».

«Забудешь всё, ты, родину, сестёр,
Отца и мать, что тянут в небо руки.
И смотрят ввысь с тоской в ночной костёр,
И молкнут в тишине кромешной звуки».

Разряд прошёл в межзвёздных облаках,
И закружило грека пыльной взвесью.
Мелькают звёзды, вЕртится в глазах,
Звенят в ушах своей волшебной песнью.

Очнулся, тишина на всех ветрах,
И он лежит, не спит, но и не дремлет…
А ключик золотой, что был в руках
Пустил поглубже корни прямо в землю.

Весной взошёл, то – ПРИМУЛА цветок,
Прелестный, как напиток приворотный.
Что даже сам Эрот (лукавый бог),
Вино его пьёт очень уж охотно!

С тех пор в местах, где ПРИМУЛЫ цветут
Завидев их, на них судьбу гадают…
Укажут клад, ушедшего вернут,
Иль исцеленья всем пообещают.

Как много солнца, света, теплоты
И нежности неброской, где-то тонкой.
О, ПРИМУЛА, ну как же, вы, чисты!
Средь снега по весне в капели звонкой.

Ключи от царства небесного. Легенды о примуле

Цветы эти носят название первоцветы, так как появляются одними из первых цветов. Кому не знакомы те стрелки прелестных желтых цветков, которые в изобилии усеивают наши лесные опушки и поляны? Листья и стебли их издают приятный, пряный запах. А сладковатый вкус их стебля нравится нашим деревенским детям, которые рвут во множестве и жуют с наслаждением, как какое-нибудь лакомство. Примула считалась лекарственным цветком. Древние греки называли ее “додекатеон“, т.е. цветок двенадцати богов, и верили, что в нем заключается целебное начало против всех болезней — следовательно, он являлся чем-то вроде той всемирной панацеи — лекарства от всех недугов, которого так тщательно доискивались в средних веках. У греков считается, что первоцвет возник из тела умершего от любви юноши Паралисоса, которого боги из сострадания и превратили в это ароматическое растение. Вследствие этого в древности им преимущественно лечили от паралича и болей в сочленениях, так что в медицине и до сих пор его называют нередко параличной травой. В чудодейственную силу примулы верили также и древние кельты, и галлы. У них она носила название самолус и собиралась с большой таинственностью, натощак и босиком, их жрецами, друидами. При собирании жрецы сверх того должны были просовывать собирающую руку под левую полу одеяния и, сорвав цветок, не глядя, прятать в платье, так как в таком случае растение сохраняло вполне свою целебную силу.
Сок этого цветка входил у друидов также в состав знаменитого любовного напитка “фильтра”, который варился в полночь из вербены, черники, мха, пшеницы, клевера и меда. Но только цветы надо было срывать до наступления новолуния. Составленный таким образом напиток ставился на огонь, и молодые девушки-жрицы должны были разогревать его своим дыханием до тех пор, пока он не закипит. Напиток этот считался всемогущим. Достаточно было выпить несколько капель, чтобы воспылать сильнейшей любовью к тому или той, которым он был поднесен. По древнегерманским сагам первоцвет считается еще ключами богини весны – Фреи, за сходство соцветий со связкой старинных церковных ключей. Богиня эта красива, молода, обворожительна. Ожерельем ей служит радуга, которую сковали ей лилипуты. И там, где это радужное ожерелье коснется земли, с него падают на землю золотые ключи и, упав, превращаются в первоцвет.

В некоторых местностях Германии цветок этот называется ключом замужества, так как существует поверье, будто девушка, которая найдет первая на Пасхе в поле первоцвет, непременно в этом же году выйдет замуж, и потому на всякую такую девушку смотрят уже как на невесту.
Особенным почетом пользуется примула у Англичан. Она является у них национальным цветком, символом родины. Популярность цветок приобрел из-за того, что богатый и знаменитый лорд Англии избрал его для ношения в петлице. Ни одного дня, ни летом, ни зимой лорд нигде и никогда не появлялся без цветка в примулы в петлице. С тех пор прошло много времени. Примула была воспета лучшими английскими поэтами и Шекспиром. И сейчас, где бы ни жил англичанин, если у него есть сад то в нем, непременно, растут примулы. Это необходимая принадлежность каждого настоящего английского сада. В нем вообще может не быть ничего кроме примулы.

Читать еще:  Как сохранить и размножить комнатную примулу

О происхождении этих цветов в средних веках сложилось еще одно интересное сказание. Однажды когда апостол Петр, которому были вверены ключи от царства небесного, находился на страже у входа в рай, ему вдруг донесли, что кто-то, добыв поддельные ключи, намеревается проникнуть туда без его разрешения. Пораженный таким ужасным известием, апостол в испуге выронил из рук свою связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде полетела на нашу планету. Апостол послал поспешно вдогонку за ней ангела. Но прежде, чем ангел успел выполнить данное ему приказание, связка уже упала на землю, глубоко в нее врезалась, и из нее вырос желтый, похожий на ключи апостола цветочек. Ангел взял с собою ключи святого Петра обратно. Но с тех пор из оставшихся отпечатков этих ключей на земле, каждый год вырастают цветы, которые отпирают нам дверь к теплой погоде, к теплому лету. В подтверждении об этом сохранилась песня о ключах, отпирающих весну у малороссов:

“Смертная неделя (предпоследняя неделя поста), куда ты девала ключи? Я отдала их Вербному воскресенью. Вербное воскресенье, куда ты девало ключи? Я их отдало Зеленому (чистому) четвергу. А ты, Четверг, кому их отдал? Я их отдал святому Юрию”.

И вот, святой Юрий, 23 апреля встает, и бросает их на землю. Из них вырастают первая бархатная травка и первые цветы — первоцветы.
Большой любительницей этих цветов была также императрица Екатерина Великая. Однажды она приняла в дар от царедворца коллекцию примул. Вся коллекция была перевезена в Зимний сад петербургского дворца. Дикая примула, первоцвет имеет много родственных видов, рассеянных по всем частям земного шара. Многие из них культивируются в наших садах, теплицах и домах. И радуют нас нежной зеленью листьев и яркой расцветкой цветков. Консультировала Людмила Неустроева.

Мифы славян для детей и их родителей. Меч Сварога (43 стр.)

Греки Дрёму называли Морфеем и утверждали, что его брат – Танатос, бог Смерти. И правда, Смерть – это сон, который не кончается. И между прочим, если вспомнить, что в новогреческом звук «ф» заменил древний звук «th», то имя Морфей в древности звучало Мор-тей. «Мор» – значит Смерть в арийских языках, а «теос» – бог. А значит, бог Сна и бог Смерти не только братья, но два лика единого божества, имя коего у славян – Мор или Мориан.

А противостоит Смерти – сам бог, дающий жизнь, имя которого у славян – Дажьбог. Дажьбог влюбляется в Марену, которую похищает бог Смерти – Мориан, после чего он и становится её супругом. Мориан и Марена пытаются опоить Дажьбога зелёным вином. И то вино названо зелёным не из-за цвета, а потому, что в него добавляли зелье, именно маковый сок – молочко, получаемое из надрезов на несозревших головках мака (по-гречески сок называют опиум).

Однако Дажьбога выручили из беды силы небесные. А вывел его из царства Смерти сам Велес, жезл коего – цветок белладонны. Действие сока этого растения обратно действию макового зелья.

В сказании о Битве цветов ту же беду пережил и волшебник Асгаст Сварожич. Его, вместе со всем его войском, пытались опоить маковым зельем в городе Андогаре. Этот легендарный город, согласно сказанию, стоял на Соборной горке, что близ современного города Череповца у реки Андога, притока Волги.

Замечу, что эта легенда сохранилась в местной хлыстовской общине, основанной в XIX веке Иваном Десятиным. В той общине было отмечено употребление опия, или «афиона», в ритуальной практике, а также лечение отравленных соком белладонны. Маковое зелье долго сохраняло своё обрядовое значение. Даже купола церквей поныне зовут маковками, что напоминает об этом языческом обычае – именно языческом, в демоническом смысле.

Согласно преданию, в окрестностях Андогара, где течёт с Андогских гор река Андога, маки разводились выходцами из Атлантиды. Считается, что здесь атланты устроили колонию, сами же прибыли из Америки, где также есть горы Анды.

Утверждают, что сама Атлантида была потоплена в водах Атлантического океана из-за гнева богов на атлантов, овладевших тайными знаниями и обративших их во зло.

Таким злом явилось также введение в обряды употребления зелья из сока мака, то есть опиума, ибо сие грозило гибелью человечеству.

По легенде, боги наслали на Атлантиду сестру-супругу Денницы – богиню Вечерницу. От неё мак и получили атланты. Заметим, что Вечерница – суть греческая Вечерняя звезда Геспер (Венера). Греки и дочерей Атланта звали Гесперидами, ибо они почитали более всех именно Вечерницу.

Вечерница явилась при рождении Эвелины – дочери Святогора (он же Атлант, царь Атлантиды). И в качестве дара высыпала маковые зёрна на остров, после чего там зацвели прекрасные алые цветы – маки.

Но этот дар разгневал богов. И потому богиня Судьбы Макошь-матушка изрекла: если кто-либо уколется иглою, смазанной маковым соком, то на остров падёт проклятие. Спустя 16 лет это случилось с Эвелиною Святогоркой – она укололась веретеном и заснула зачарованным сном. Именно об этом и повествует известная всем сказка о спящей красавице.

А на Атлантиду пало проклятие, она погрузилась в воды океана на столько лет, сколько Вечерница высыпала зёрен, когда засевала маками остров.

Кстати, эта легенда сохранилась в Германии, в Тюрингии, где её относят к местным затопленным золотым рудникам, коих прокляла какая-то женщина, рассеявшая над долиной с рудниками кружку маковых зёрен.

Удивительно, но все места, где ранее сеяли маки атланты, также подверглись затоплению.

Затоплены Рыбинским водохранилищем и окрестности древнего Андогара. Ушёл под воду озера Светлояр и град Китеж…

Под знаком Водолея в месяц бересень (20 января20 февраля) празднуется:

15 февраля (27 бересеня). Среча. День встречи Зимы с Весною, Марены с Дажьбогом (Сказы VI, 3). Проходит звезда Фомальгаут.

Если говоришь об одном зодиакальном боге и его цветке, который в текущем календарном месяце проявлен в Яви, неизбежно рассказываешь и о его отражении в Нави, то есть о боге и цветке противостоящего знака зодиака.

На Сварожьем Круге противостоит знаку Льва – знак Водолея. Ему же покровительствует бог Крышний. Его цветок – примула, или первоцвет. И это неудивительно, ибо соответствующий знаку месяц, январь, во многих традициях почитается первым месяцем. И сам Крышний – первый сын Вышня-Дажьбога.

Примулу-первоцвет называют также ключ-цветком. В «Ведах Руси» этим цветком Крышний «открывает» Весну, расплетая первоцветом косу своей невесты Рады, дочери Солнца-Ра.

Вспомним и историю индийского Кришны. По одной из популярных версий, его столица Дварака ныне, подобно столице Атлантиды, также сокрыта в водах Индийского океана.

И закончилось царствование Кришны на Земле печально – по проклятию брахманов потомки, родственники и жены Кришны были опоены вином и в безумии бились друг с другом, и так все поубивались и были «призваны» к Кришне на его небо.

Европейские же легенды о примуле говорят о ней, как о ключ-цветке, который открывает врата Царствия Небесного. И место Крышня в них уже занимает Христос или св. Пётр, который владеет ключами от рая.

Славянские легенды говорят о 12 ключах, выкованных в Начале Мира богом Сварогом. Владеющий ими становится Владыкой всего Сущего. И один из этих ключей – суть примула, ключ-цвет.

Также и остальные волшебные цветы могут превращаться в ключи либо принимать иные чудесные образы. И каждый из этих образов – суть ключ к пониманию Звёздных Вед. Эти цветы – суть зодиакальные знаки, они ведут по Пути Прави, по поясу Солнопутья к вратам Ирия.

Дева и Рыбы (Астра и Лютик)

Под знаком Девы в ведославный месяц святовит (23 августа21 сентября) празднуется:

28 августа (6 святовита). Спас Коляды и Овсеня. Успение Майи Златогорки (Сказы VI, 2). Проходит звезда Денебола.

Шестому месяцу ведического года, что под знаком Девы, покровительствует ведическая богородица Майя. Её священный цветок – астра.

В «Сказании о Роде Рожаниче» есть такие строки: «Как в небесном саде Ирийском, у златой горы Алатырской поднимался цветочек астры… Расцвела то не просто астра – то родилася Злата Майя из Любви Всевышнего Рода…»

Затем Злата Майя участвует в Творении Мира. Она вышивает золотом в своём золотом дворце в Ирии: «Шила первый узор – Солнце Красное, а второй узор – светлый Месяц, шила третий – то звёзды частые».

И та же Злата Майя рождает Крышня (его знак Водолей в предыдущей звёздной паре). И она же даёт сыну «Книгу Звёздную, Злату Книгу Вед». Итак, Злата Майя сама творит Звёздное Небо и даёт Звёздную книгу, и цветок её – астра, что в переводе с греческого означает «звезда».

Знак Девы – цветок астра относится также к следующему воплощению Златы Майи – дочери Святогора, которую звали Майей Златогоркой. У греков они же – Атлант и его дочь, одна из Плеяд по имени Майя. Итак, Майя Златогорка – одна из Атлантид, дочерей Атланта-Святогора.

Под знаком Девы проходит Золотой Век Атлантиды. И в Большом Коло, в коем из-за прецессии последовательность знаков обратная, знак следующей эпохи – Лев. И его цветок – мак, из-за коего Атлантида гибнет.

Но эпоха Звёздной Астры – это время расцвета Атлантиды, когда миром правит Справедливость. Греки богиню справедливости называли Астреей, и являлась она с астрою в руке. Именно она нисходит каждый раз в новую эпоху к людям, когда нужно восстановить Ведическое Знание.

И её же называли в Передней Азии – Астартой, Иштар. А славяне также – Асей, супругой Аса Велеса, первого из явленных ликов Семиликого Бога Мудрости.

Под знаком Рыб в ведославный месяц лютень (20 февраля20 марта) празднуется:

1420 марта (2430 лютеня). Масленица. Последняя неделя лютеня до весеннего равноденствия. Прощание с Мареною. И встреча Весны-Живы. Почитание Золотых яиц Рода. Отпускание птиц (Сказы VII).

Иным ликом Велеса почитается – Семаргл Сварожич, Огнебог, Хозяин Белой Алатырь-горы. Под знаком Девы, то есть в августе, Семаргл встречается с Ночью Купальницей. А через девять месяцев, во время Купальских празднеств, у них рождаются Купала и Кострома.

Священным цветком Ночи Купальницы почитается лютик-купальница. И этот же цветок лютик чтится в месяц, названный по его имени – лютым, то есть в феврале, под противостоящим Деве знаком Рыб. Тогда же лютые муки переживает и Дажьбог, отравленный Мареною, которая дала ему вино с отравой, куда подложила траву-лютик, ядовитого рода живокости, который нередко смешивали с лютиком-купальницею (при приготовлении сурьи неопытными зельниками такое случалось и приводило к печальным последствиям). Но потом Жива вылечивала Дажьбога, и тогда приходила Весна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector