Ошибки кактусных садиков
Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей
Ваш малыш подрастает. Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?
Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.
1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли. »)
Я всегда – «против» яслей (Ясли – группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития – первая ступень социализации малыша.
2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.
3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
– дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
– эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
– на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, – создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
– трудно проснуться утром, утренняя вялость
– осенью дети часто болеют простудными заболеваниями
4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.
5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации – это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.
6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.
7. «Об исчезнувшей маме»
Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.
Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.
8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.
Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».
«Кактус»: Тест для диагностики личности ребенка
Изначально эта методика диагностики личности была предложена для детей 3-7 лет, но тест подходит и для работы со взрослыми.
Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет, но тест подходит и для работы со взрослыми
Для выполнения теста вам понадобится:
- чистый лист А4 формата,
- простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.
Инструкция
«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь».
Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!
Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.
Интерпретация детских рисунков
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
- характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
- характеристика иголок ( размер, расположение, количество)
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Толкование цветовой гаммы
Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
- зелёный символизирует постоянство и уверенность;
- жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
- синий— малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
- красный— испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
- серый— у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
- белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
- чёрный— тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
- Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
- Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
- О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
- Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
- Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).
Интерпретация взрослых рисунков
Общие характеристики рисунка:
1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего.
Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа.
Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы.
Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху.
Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям.
Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа.
Те, кто сосредоточен на настоящем, изобразят кактус примерно по центру.
2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки.
Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе.
Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.
3. Характер линий.
Четкая, практически непрерывная линия свойствена людям с «твердой рукой» – уверенным, решительным.
Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства.
Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.
4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш.
Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий.
Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.
5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии.
Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые – такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия.
О направленности агрессии вы можете узнать по направлению роста иголок.
- Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению;
- в стороны – на ровесников, коллег, «равных»;
- вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).
6. Форма кактуса.
Кактус необычной формы, «креативный» – это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя.
Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» – то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен.
Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.
7. Где растет кактус.
Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения.
Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость.
Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.
8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.
9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека.
Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии.
Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.
10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Кактус для новичка без права на ошибку
Добрый день!
Ну “без права на ошибку” это, конечно, некоторое преувеличение, но только некоторое. Мои подоконники, полки и балконы настолько забиты цветами, что, осваивая новую для себя группу растений, я уже не могу, как 3 года назад, купить нечто увиденное в ближайшем магазине, нечто похожее, но чуть с другими цветками и еще нечто похожее, но с перламутровыми пуговицами. Нет, никаких больше перламутровых пуговиц! Мне хочется купить 1(!) кактус, и уже только если в течение нескольких лет он будет цвети и хорошо себя чувствовать подумать о продолжении банкета
Часть вопроса заключается в том, где лучше посмотреть кактусы вживую, с возможной последующей покупкой. Знаю, что периодически устраиваются выставки кактусов (ВВЦ, Тимирязевка?), но когда будет очередная? Может продажей кактусов занимается какая-то теплица?
Вторая же часть вопроса – может быть вы сможете мне подсказать, на какие растения обратить внимание? Как начинающая, я бы не хотела приобретать что-то очень сложное и дорогое (но с другой стороны начинающая я только по кактусам, другие растения у меня не горюют). Мне нравятся небольшие (место, место!) кактусы формой, близкой к сферической на своих корнях с крупными редкими колючками (маммилярии – точно не мое), возможно – с интересными ребрами, с крупными относительно размеров кактуса цветами. И еще – могу или организовать зимовку при температуре 3-10 градусов или зимовка будет при комнатной температуре. Промежуточные температуры не получатся
Гимнокалициумы – идеальный вариант для тёплой зимовки: не вытягиваются, могут цвести дважды,а некоторые – и трижды в год
А для холодной зимовки: эхиноцереусы – ригидиссмус, субинермис, пектинатус, книппелианус.
Правда, + 3 – это уже полный экстрим, хотя бы +10 – +12 им надо обеспечить.
Эхиноцереусы выгодно отличаются размерами цветков.
я бы Вам посоветовал например, Thelocactus bicolor , или как уже говорили, виды рода Gymnocalycium (cardenasianum, monvillei, hybopleurum, carminanthum etc), Astrophytum, . .
Thelocactus bicolor
Gymnocalycium monvillei
Gymnocalycium hossei nidulans
Acanthocalycium violaceum
Echinofossulocactus kellerianus
Gymnocalycium horridispinum
Antti Seppänen, красивые!
у меня родился очередной вопрос – а кактусы можно приобретать осенью-зимой? И сразу, купив, отправлять на зимовку?
И еще – если куплю не на ДО или выставке, а голландца, то надо ли сразу пересаживать, как голландские растения не-кактусы? Или еще какие-то мероприятия с ним надо будет провести
Maria, я в этом году купила двух голландцев. Сначала я их очищала полностью и, если нужно, то отмывала от покупной земли. Затем обрабатывала фитовермом от вредителей в смеси с фундазолом (от грибков). Разводить строго по инструкции. Так как фундазол оставляет плохо смываемые белые разводы, можете его не использовать, если не хотите.
Фитоверм против клеща, некоторых насекомых, например, ложнощитовку, тоже убивает. Значит и на червеца должен подействовать, они вроде родственники.
Окунала кактусы прямо в раствор целиком на несколько минут, так растения обработаются со всех сторон и не надо ничем брызгать.
Если купите какой-нибудь “волосатый” кактус, то купать его нельзя, чтобы прическу не испортить.
Затем кактусы нужно обязательно просушить, так как во время очистки от земли и при обработке повреждаются корни. Подсушить нужно, чтобы корни не загнили. Летом они у меня сушились 2-3 дня, периодически поворачивала их с боку на бок. Если будете покупать кактусы зимой, это особенно актуально, так как на зимовку кактусы должны уйти сухими.
Ну а потом – сажать. Для верности я бы их еще пару дней подержала при нормальной температуре, прежде, чем отправлять в прохладное место – ведь покупная земля в пакетах немного влажная.
Не исключено, что я зимой тоже себе что-нибудь голландское прикуплю.
Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей
Ваш малыш подрастает. Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?
Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.
1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли. »)
Я всегда – «против» яслей (Ясли – группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития – первая ступень социализации малыша.
2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.
3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
– дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
– эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
– на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, – создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
– трудно проснуться утром, утренняя вялость
– осенью дети часто болеют простудными заболеваниями
4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.
5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации – это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.
6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.
7. «Об исчезнувшей маме»
Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.
Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.
8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.
Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».
Все о кактусах: от выбора до ухода
Основные отличия кактусов от других растений. Виды кактусов, деление их на группы.Правила ухода за каждой из групп. Какой кактус выбрать?
Основные отличия кактусов от других растений. Виды кактусов, деление их на группы.Правила ухода за каждой из групп. Какой кактус выбрать?
Содержание
- 1. Многообразие форм и видов кактусов
- 2. Пустынные кактусы
- 2.1. Уход за пустынными кактусами
- 3. Тропические (лесные) кактусы
- 3.1. Уход за тропическими кактусами
- 4. Какие кактусы подходят для дома?
- 5. Несколько советов напоследок
К семейству Кактусовые относят около 3000 видов, характерная черта которых — наличие ареол, видоизмененных пазушных почек, именно по этому признаку они объединены в отдельное семейство. И именно они делают каждый кактус поистине уникальным творением природы.
Кактусы — одни из самых распространенных комнатных растений, благодаря их неприхотливости в уходе, разнообразию форм и красивому цветению. Но мало кто знает, что в некоторых странах кактусы имеют самое широкое применение — некоторые виды выращивают как живую изгородь, защищающую посадки культурных растений от животных. В засушливых районах Южной Америки сочные кактусы используют в качестве корма для скота. Кроме того, плоды многих кактусов съедобны: их едят сырыми, готовят варенье и сладости, из листьев Перескии и молодых побегов Опунции, например, делают витаминные салаты. А экзотический «драконов фрукт» (или Питахайя) — не что иное, как плод эпифитного кактуса Гилоцереуса.
Многообразие форм и видов кактусов
Что мы чаще всего представляем, когда речь заходит о кактусах? Конечно, колючую шарообразную штуку, которая у молодых мам и любителей домашних животных вызывает состояние, близкое к панике. В реальности же кактусы поражают разнообразием форм и размеров. В естественной среде встречаются совершенно неколючие гигантские экземпляры, достигающие в высоту нескольких метров и кактусы-карлики с очень коротким телом, например, Ребуция.
Распространенные формы стебля — шаровидные, цилиндрические, свечевидные, дисковидные. Существуют даже атипичные формы: монстрозная, когда появляется большое количество боковых побегов, и кристатная, образующаяся из-за разрастания верхушечной точки роста. Причины их развития точно не установлены. Некоторые виды (например, Переския) и вовсе имеют деревянистый стебель и обычные листья.
Кактусы характеризуются длительным сроком жизни и медленным ростом. В природе они могут жить от нескольких десятков до сотен лет. Самый короткий срок жизни у растений рода Фрайлея — около 10 лет.
Родиной кактусов является Америка, где они распространены повсеместно — от Канады до южных районов Чили, особенно богата разнообразными видами Мексика.
В Старом свете кактусы в естественной среде не встречаются, кроме некоторых видов Опунций, завезенных человеком в Австралию, Индию и страны Средиземноморья. Эпифитный кактус Рипсалис, распространенный в Шри-Ланке, Мадагаскаре и на западе Африке, также предположительно был в древности занесен туда из Америки.
Кактусы разделяют на две большие группы — пустынные и тропические, содержание их в домашних условиях существенно отличается.
Пустынные кактусы
Пустынные кактусы обитают в суровых условиях недостатка влаги, сезонных и суточных перепадов температуры. Некоторые виды переносят даже отрицательные температурные значения. Стебель таких кактусов — толстый, мясистый, без листьев, но с колючками или волосками. Колючки представляют собой видоизмененные почечные чешуйки, необходимые в основном для защиты.
Стебель выполняет несколько важных функций. У большинства кактусов пустынь он служит основным резервуаром для воды, кроме того в клетках стебля происходит фотосинтез по весьма необычному механизму. Кактусы поглощают углекислый газ ночью, а не днем как другие растения. До появления первых солнечных лучей CO2 связывается в клетках растения, а в светлое время суток принимает участие в синтезе органических веществ.
Стебли кактусов имеют ребристое строение или покрыты сосочками. Ребра позволяют растению менять объем в зависимости от количества влаги, а также создают тень, предохраняющую от перегрева.
Строение корневой системы пустынных кактусов обусловлено приспособлением к условиям окружающей среды. Большинство имеет поверхностную корневую систему для того, чтобы впитывать влагу из наружного слоя почвы, смоченного редкими осадками, туманами или росой.
В случае наступления засухи, разветвленные корни растения отмирают, остаются только часть, необходимая для удержания в почве. На оставшихся корнях формируются блестящие конусы — ждущие корни, с помощью них растение быстро формирует обширную корневую систему, как только почва станет более влажной. Некоторые кактусовые имеют выраженный главный корень, служащий для накопления питательных веществ.
Существуют виды пустынных кактусов, накапливающие воду не в стебле, а в утолщенном главном корне. У ряда других кактусов есть еще более интересная особенность — их корни могут сокращаться и в период засухи втягивать тело растения под землю. Только в период дождей часть стебля и цветы немного выступают над поверхностью. Эти растения имеют общее видовое название, означающее «подземный».
Уход за пустынными кактусами
Чтобы в домашних условиях кактусы хорошо себя чувствовали и радовали цветами, необходимо максимально приблизить условия содержания к естественным.
Основные сведения о зимовке кактусов:
- Для большинства пустынных кактусов необходим период покоя, который приходится на зимние месяцы. В пустыне зимой относительно низкие температуры и полное отсутствие осадков, поэтому кактусы впадают в спячку, прекращая свой рост. В этот период растения готовятся к цветению.
- Подготовка к зимовке начинается осенью с увеличения промежутка между поливами — сначала переходят на полив раз в неделю, потом — раз в 10 дней, 2 недели, месяц.
- Полив кактуса при прохладной температуре приводит к гибели растения, в период зимовки растения не поливают.
- Для создания необходимых условий, кактус можно поместить у оконного стекла, отгородив от теплого помещения стеклом или пленкой или расположить на застекленном балконе при необходимости включая обогреватель в сильные морозы.
- В темное место растение убирать не нужно, потребность в свете у него сохраняется.
- Температура зимовки варьирует в зависимости от вида растения — от +5°C до +15°C.
- Переход к активному состоянию, так же, как и подготовка к зимовке, должен происходить постепенно. Растение начинают поливать весной, как только погода станет более теплой и солнечной. Первый полив можно заменить опрыскиванием. Постепенно частоту поливов увеличивают — сначала растение поливают раз в две недели, потом раз в 10 дней, затем раз в неделю. Первое время растения прикрывают от прямых солнечных лучей.
Правила полива пустынных кактусов:
- Многие ошибочно считают, что пустынные кактусы могут обходиться практически совсем без воды, но в период активного роста, то есть летом, они нуждаются во влаге, как и все растения. Поэтому поливают их при подсыхании верхнего слоя почвы.
- Полив необходим только здоровым растениям, если кактус болеет или недавно пересажен, он не может поглощать воду, она застаивается и вызывает гниение корней.
- В поливе нужно соблюдать меру — перелив приведет к гибели корней растения, а недостаток влаги — к остановке роста кактуса.
- Пустынные кактусы при достаточном поливе можно не опрыскивать. Опрыскивают или моют стебли растений только для удаления пыли, используя при этом теплую воду. Не опрыскивают виды кактусов, имеющие опушение.
- Поливают все виды кактусов теплой водой, желательно очищенной или отстоянной.
Почва и пересадка пустынных кактусов:
- Грунт нужен рыхлый и хорошо проницаемый для воздуха и воды. Вода должна проходить сквозь земляной ком самостоятельно, почву под кактусами нельзя разрыхлять искусственно, чтобы не повредить поверхностные корни.
- Почва в пустынях богата минеральными солями, аналогичный грунт следует подбирать и для выращивания кактусов в домашних условиях. Существуют специальные смеси, которые отвечают всем необходимым требованиям. Кактусам не подходят почвы с высоким содержанием органических веществ, прежде всего азота.
- Подкармливать можно только здоровые растения и только в период активного роста (весной и летом).
- Для кактусов используют только минеральные удобрения, содержащие минимальное количество азота, лучше применять специальные смеси. Главное — не перекормить растение, иначе можно испортить почву и вызвать гибель корней растения.
- Пустынные кактусы хорошо растут в небольших горшках, размер которых почти равен размеру растения. Слишком большое количество земли негативно влияет на рост кактуса и задерживает сроки его цветения.
- Пересаживая кактусы необходимо следить, чтобы прикорневая шейка не была помещена в грунт слишком глубоко — это может привести к гибели растения. Верхние части корней и шейку вместо земли присыпают мелким щебнем, который будет удерживать растение и хорошо пропускать влагу, чтобы возле мест, подверженных гниению, не застаивалась вода.
- Распространенная ошибка — полив кактуса сразу после пересадки, этого делать ни в коем случае нельзя. Первый полив производят только после укоренения растения.
Температура и свет:
- Кактусы пустынь очень любят солнце, поэтому располагать их следует на солнечной стороне.
- Растения хорошо переносят свежий воздух, летом их можно содержать на балконе, суточный перепад температур благоприятно действует на развитие и рост кактусов.
- Температура содержания пустынных кактусов варьирует в зависимости от сезона.
Тропические (лесные) кактусы
Тропические кактусы более тепло- и влаголюбивы, растут при рассеянном свете в особых условиях влажных вечнозеленых лесов Южной Америки. Почти все представители лесных кактусов являются эпифитами (растут на других растениях), имеют длинные свисающие стебли, тонкие, мягкие, иногда практически незаметные, иголки.
Характерной особенностью эпифитных кактусов является способность образовывать воздушные корни на стеблях. Такие корни служат для улавливания влаги из воздуха и прикрепления к коре деревьев.
Различают несколько групп домашних тропических кактусов:
- Плетевидные кактусы с зимним поливом (кактусы рода Гелиоцереус).
- Плетевидные кактусы с зимним периодом покоя (Апорокактус, Гилоцереус и Селеницереус).
- Листовые кактусы, цветущие весной и летом (Хатиора, Леписмиум, Эпифиллум).
- Листовые кактусы, цветущие осенью и зимой (Шлюмбергера и Рипсалиум).
Уход за тропическими кактусами
При выращивании тропических кактусов необходимо учитывать некоторые особенности, отличающие их от пустынных видов — В остальном принципы ухода за пустынными и тропическими видами одинаковы:
- Тропические виды растут в условиях более высокой влажности, нуждаются в период роста в частом поливе без переувлажнения земли, такие кактусы можно часто опрыскивать. Поливают только теплой водой, отстоянной или очищенной от примесей.
- Почву подбирают с кислой реакцией, бедную органическими веществами. Грунт должен быть рыхлым, проницаемым для влаги.
- Подкармливают кактусы тропиков в период вегетации. Используют только специальные смеси, предназначенные для этой группы растений.
- Пересаживают растения по мере необходимости. Чтобы тропические кактусы хорошо цвели, их высаживают в небольшие контейнеры. Корневую шейку не заглубляют, в течение нескольких дней после пересадки лучше воздержаться от полива.
- Некоторые плетевидные кактусы нуждаются в зимнем периоде покоя, в это время снижают температуру содержания и прекращают полив. Растения, зацветающие в осенне-зимний период, находятся в состоянии покоя в конце лета — начале осени. Отдельные виды (род Гелиоцереус) в зимний период нуждаются в поливе.
- Тропические кактусы хорошо растут только при рассеянном свете, они не переносят прямые солнечные лучи. Некоторые виды «листовых кактусов» нуждаются в полутени.
- Лесные кактусы довольно теплолюбивы, температура содержания должна быть выше +12°C даже в зимний период.
- Побеги тропических кактусов сильно разрастаются, их необходимо прореживать, удаляя старые, поврежденные или неправильно растущие. Обрезку производят весной или в начале лета.
Какие кактусы подходят для дома?
Для первых опытов лучше подбирать кактусы неприхотливые в содержании и адаптированные к условиям квартиры.
Из пустынных кактусов имеют красивый внешний вид и не требуют особого ухода: Акантокалициум, Эхинофоссулокактус, Гимнокалициум, Маммиллярия, Неоллойдия, Нотокактус, Пародия, Телокактус и некоторые другие.
Тропические кактусы, несложные в выращивании — Дизокактус, Гилоцереус, Хатиора, Шлюмбергера, Рипсалис, Леписмиум, Эпифиллум. Хорошо растет в комнатных условиях и листовой кактус Переския.
Кактусы лучше приобретать в специализированных магазинах или у коллекционеров, где растение содержалось в необходимых условиях. Покупать нужно внешне здоровые экземпляры. Тревожные признаки, которые могут означать наличие инфекционных болезней или присутствие вредителей — рыжие разводы, темные пятна, изменения цвета стебля, его сморщенность. После покупки даже внешне здоровый кактус нужно некоторое время держать в стороне от других растений.
Несколько советов напоследок
- Кактусы не любят резкой смены условий содержания, к любым изменениям в режиме растения приучают постепенно. Некоторые кактусы негативно реагируют даже на перестановку горшка в другое место.
- Самая частая причина гибели кактусов — гниение корней и побегов, чтобы избежать этого следует соблюдать правила полива и пересадки растений.
- Ориентироваться при уходе за кактусами необходимо на вид конкретного растения и природные условия его произрастания.
- Большинство кактусов нуждается в периоде покоя, когда растение не нужно поливать и подкармливать, а содержать следует при невысокой температуре.
- Почти все кактусы лучше цветут в тесном горшке, слишком большое количество земли отрицательно действует на развитие растения.
- Если на кактусе появились бутоны, растение нельзя переставлять, поворачивать, изменять частоту полива, подкармливать или пересаживать. Иначе бутоны будут сброшены или превратятся в вегетативные побеги.
Подпишитесь на новые статьи раздела Цветоводство и получайте обновления на почту. Экспертные статьи по уходу за садом и огородом понятно и доступно для каждого!