Элементы композиции — линия, форма и др
6 элементов композиции выразительных фотографий
Благодаря чему получаются эффектные фотографии? Часто мы видим в них обычные вещи, скомпонованные самым обычным образом, но их должна объединять общая идея или тема, а ненужные детали сводятся к минимуму. Эффектные фотографии просты, правдивы и искренни.
Сегодня мы рассмотрим основные элементы композиции: линию, форму, текстуру, цвет и прочее, благодаря которым самый обычный сюжет становится удивительной фотографией.
Удачные фотографии в основе своей содержат ритм, а основные элементы, которые создают ритм в композиции — это именно линия, форма, текстура, орнамент, цвет. Любая фотография, намеренно или нет, содержит один или несколько таких элементов.
Все составляющие композиции имеют огромное влияние на фотографию, особенно линия, текстура и цвет. Обычно мы распознаём и используем их бессознательно. Это зависит от индивидуальной чувствительности к визуальным компонентам, а также от жизненного опыта и воспоминаний каждого человека.
Линия
Из шести элементов дизайна линия является самым сильным, важным и мощным. Без линии не было бы силуэта. Без силуэта не было бы формы, а без формы — текстуры. Линия — мощный инструмент для управления взглядом зрителя и приведения его к смысловому центру фотографии. Она изменяет общее настроение и ощущение от фотографии.
Линии могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и изогнутыми. Линия бывает длинной, короткой, толстой или тонкой. Они уводят взгляд зрителя в сторону или в центр фотографии. Нельзя недооценивать эмоциональное влияние линии на фотографию: она может быть умиротворяющей, спокойной, жёсткой, активной, направляющей или угрожающей.
Тонкая линия воспринимается нами как нестабильная, уязвимая. Толстая линия ощущается как несгибаемая, доминирующая, грозная. Изогнутая линия даёт ощущение легкости, а зубчатая — резкости, хаотичности.
Вертикальная линия, как правило, передаёт в фотографии разные настроения, начиная от властности и силы и заканчивая увеличением, ростом. Вертикали — это линии прядей волос, столбов, деревьев, зданий и множества других объектов.
Горизонтальная линия придаёт фотографии чувство покоя, постоянства, стабильности. Если Вы хотите подчеркнуть спокойное чувство такой линии, расположите кадр горизонтально.
Несколько горизонтальных линий подряд создают ритм и движение, могут стать смысловым центром композиции сами по себе.
Горизонталь — это линия для горизонта, водных пространств, сторон улицы и прочего.
Диагональные линии направляют внимание зрителя к основным моментам наших работ. Диагональ придает движение, определяет фотографию как динамичную и интересную. Такая линия служит для обозначения путей, линий деревьев, интересных оград, рек и других компонентов.
Силуэт
Второй важный элемент формы — это силуэт, так как он является основным для идентификации предметов. Лучше всего силуэт определяется, когда предмет освещен спереди или сзади. Чтобы определить силуэт, предмет должен быть помещён в контрастные отношения со средой, выделяться из неё.
Силуэт можно запечатлеть, например, за несколько минут до захода солнца и через несколько минут после.
Форма
Форма — это в основном трехмерная фигура, которая отлично подчеркивается боковым освещением, поскольку оно дает мягкие тени, выявляет объём, усиливает понимание значения и смысла работ для зрителя.
Текстура
Ни один элемент дизайна не способен вызвать более глубокие чувства, чем текстура. Увидеть и запечатлеть текстуру можно только благодаря правильному освещению. Она подчёркивается боковым солнечным светом рано утром или ближе к вечеру, верхним светом в полдень, когда солнце высоко и солнечный свет падает вертикально.
Когда солнце высоко в небе, неровности стен и зданий, текстуры древесины, вообще любая текстура вертикальной поверхности хорошо выявляется благодаря появляющимся маленьким теневым участкам. Само по себе это явление может быть незначительным, но добавляет дополнительную глубину, интерес, реальность фотографиям.
Стоит отметить, что текстура в качестве фона создаёт захватывающую и наполненную чувством композицию. Добейтесь правильного использования текстур — и Ваши работы станут более живыми и объемными.
В окружающей нас среде ритмов можно заметить очень много. Без структурированных частей наша жизнь пришла бы в состояние полнейшего хаоса. Но мы проходим мимо большинства узоров, ритмов и орнаментов, не замечая их, и в этом виновата наша загруженная, рутинная повседневность.
Для работы с ритмами существуют два способа: подчеркнуть его или нарушить. Подчёркнутый ритм усугубляет чувство размера и расширения. Смысл в том, чтобы увеличить ритм и заполнить им кадр. Он может включать в себя лица людей в толпе, линии однородных растений, кирпичи стены и прочее.
Нарушить ритм можно, найдя объект, который ломает непрерывную повторяемость форм и линий ритма. Такой объект находится обычно в резко контрастных отношениях с остальными предметами кадра, например, по форме, цвету или текстуре. Фотографировать нарушенный ритм нужно с осторожностью; здесь пригодится правило третей.
Например, нарушающий ритм объект можно расположить в одной из частей кадра или на линии пересечения частей. Поиграйте также с глубиной резкости: пусть нужный объект будет резким, а остальные очертания размываются вне фокуса. Иногда ритм разрушается естественным образом без нашего участия.
Цвет характеризуется такими свойствами, как значение, тон и насыщенность. Цвет и способ его организации может поддержать и разрушить композицию кадра. Различными цветами можно посылать разные сообщения зрителю; цвет оказывает важное влияние на общий строй композиции. Яркие цвета придают ей энергичность, активность, интерес. Таковыми являются красные и жёлтые. Синие и зелёные, напротив, успокаивают.
Возможность получения креативных работ напрямую зависит от понимания цвета, его влияния на композицию, а также осведомлённость об окружающих нас цветах.
Мы видим цвет везде. Макрофотографии мельчайших насекомых содержат огромное количество цветов. Природа, города, люди и их одежда, дома, улицы, небо, пляжи — всё окружающее нас имеет свой цвет. Нельзя забывать об этом; тренируйте своё видение цвета.
Стоит упомянуть, что существуют два вида цвета: субтрактивные и дополнительные. Каждый вид имеет свой набор цветов, дополнительные и основные. Живопись, фотография и печать используют субтрактивные цвета.
Красные, синие и жёлтые цвета называются первичными субтрактивными, а вторичными субтрактивными — фиолетовые, оранжевые, зеленые. Смешивание синего и красного даёт фиолетовый цвет, смешивание жёлтого и красного — оранжевый, а смешивание жёлтого и синего — зелёный. Смешанные между собой равные части синего, красного и жёлтого дают чёрный цвет.
Пары цветов, которые стоят друг напротив друга в цветовом круге, называются дополнительными, комплементарными. Они дополняют и выгодно подчёркивают друг друга. Изучение цветового круга помогает пониманию, как цвета влияют друг на друга; зная круг, Вы лучше сможете применять правильные цвета и придавать фотографиям нужный смысл.
Жёлтый, красный и оранжевый считаются тёплыми цветами. Они ассоциируются с солнцем и огнём. Голубой, фиолетовый, зеленый — холодные цвета, и ассоциируются со снегом, водой, тенями.
Заключение
Элементы дизайна являются самыми основными визуальными компонентами любой композиции. Понимая их, зная их влияние друг на друга, значение, которое они придают работам, Вы продвинетесь в своём мастерстве фотографии, сможете создавать потрясающие работы, которые будут трогать сердца зрителей.
Сегодня мы познакомили Вас с основами построения собственного стиля работы. Вы должны знать, как совместить элементы дизайна, когда и как использовать их. Элементы дизайна окружают нас везде, нужно лишь тренировать свой взгляд и замечать их.
Так фотографии приобретают больше реального ощущения и смысла, движения и выразительности.
Линии в композиции – их роль и использование. Линия горизонта.
Линии могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами – как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно – берет свое начало – в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении.
Линии в теории композиции могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами – как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно – берет свое начало – в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении. Удивительна роль линий еще и в том понимании – что они могут как объединять различные композиционные элементы изображения, так и разделять их!
Линии – как умозрительная конструкция. Наше зрительное восприятие, ведомое мозгом – стремиться к упрощению видимого мира например -. подчеркивая края и контуры объектов, ищет связи в массе подобных объектов – так что например увидев гору из камней на строительной площадке – Вы в первую очередь воспримите ее как гору, то что она состоит из множества элементов разных форм и размеров – не сильно будет занимать наше сознание. Инструмент “выделение краев” в Фотошопе – действует во многом подобно человеку, объединяя минимально сходные элементы фотографии – подчеркивая их общие черты, увеличивая, заостряя внимание зрителя – на них.
Одна из самых важных линий в фотографии – линия горизонта.
Горизонт на море – обычно воспринимается как настоящая прямая линия и с ним необходимо быть ОЧЕНЬ аккуратным, выравнивая его – не допуская “завала” горизонта (если только косой горизонт – не является в кадре осознанным художественным приемом). Если линия горизонта вода/небо не четко горизонтальна, это создает у зрителя ощущение напряжения, ощущение того, что на фотографии явно что-то не так. Это связано с тем, что вода в покое – всегда имеет совершенно “горизонтальную” поверхность. Если же Вы фотографируете горы – то ошибка в немного “заваленном” горизонте – будет не так сильно бросаться в глаза, хотя и здесь советуем соблюдать осторожность, максимально выравнивая горизонт при съемке, иначе внимательный зритель также может заподозрить ошибку.
Особенно сложно выровнять горизонт – имея перед собой одновременно и изгибы береговых линий, и склоны гор – при этом бывает сложно понять – где находится истинный горизонт, так что некоторые фотографы используют в таких случаях штатив с пузырьковым уровнем, или же устанавливают этот инструмент на фотоаппарат.
Такие линии, как телефонные провода, или конденсационный след от пролетевшего самолета – могут мешать при построении композиции, особенно – если Вы фотографируете природный пейзаж.. С другой стороны – они могут и украсить небо на некоторы фотографиях.
Some rights reserved by Rob the moment
Свойства линий, Формы линий композиции изображения
Если Вы видите вертикальную линию – то такая линия сама по себе никогда не вызовет напряжения в кадре, так как находится в состоянии равновесия – наше восприятие говорит нам – что на силы, действующие на эту линию – равновелики со всех сторон, или отсутствуют вовсе – поэтому она имеет возможность находиться в устойчивом вертикальном положении. То же относится к горизонтальной линии.
Если же мы видим линию слегка изогнутую с одной стороны – то подсознательно начинаем думать – что она изогнута под дейсвием неких сил – воздейстующих на нее. Если изгиб не велик и линия в целом горизонтальна или вертикальна – то обычно такая линия воспринимается в качестве устойчивой.
Линия – отклонившаяся от вертикали или горизонтали – воспринимается как неустойчивая. Самой неустойчивой – считается линия наклонившаяся на 45 градусов.
Извилистый, линии, извитые подобно букве S – могут считаеться как устойчивыми, урановешенными, так и неустойчивыми – в зависимости от конкретной формы. Например – слегка изогрутая “гармошкой” линия, расположенная вертикально – вполне может считаться устойчивой, в ней также будет чувствоваться некое напряжение – словно у пружины. Слегка изогнутые горизонтальные линии – это, например – линии горизонта в горном пейзаже, изгибы рек или тела человека.
Линии – диагонали
Частный случай наклонной линии – диагональ. То есть линия – идущая из одного угла изображения – в другой угол. Наклонную линию – или даже диагональ – можно создать даже из самого «горизонтального» горизонта, сфотографировав, например, горизонтальную линию – фотоаппаратом повернутым относительно линии горизонта под определенным углом.
Some rights reserved by pierre bédat
В связи с тем, что глаза человека – европейца изучают изображение обычно с левого верхнего угла, постепенно смещаясь в правый нижний – диагонали, проведенные с левого верхнего угла в правый нижний, и диагонали проведённые из верхнего правого угла в левый нижний – вызывают несколько различный отклик в сознании зрителя. Хотя и не всегда эта разница очевидна. Считается, что главное – что диагональ привносит в кадр – это ощутимую динамику! Но существуют и весьма “мирные”, уравновешенные композиции с использованием диагоналей.
“up” from Mikelo
Изогнутые линии, «линия красоты»
Линии с мягкими изгибами – обычно воспринимаются как самые красивые, (считается, что они ассоциируются нашим подсознанием – с линиями человеческого тела).
В теории композиции даже существует такое понятие – как «линия красоты», или «S-образная линия», это понятие было введено в обиход художником Уильямом Хогартом еще в 1753 году в книге «Анализ красоты». Уильям Хогарт считал, что эта линия – неотъемлемая часть любого красивого изображения.
В соответствии с теорией этого художника – такая линия имеет явное преимущество над линиями прямыми, или пересекающимися под прямым углом, или параллельными линиями – которые, по этой теории – создают впечатление статичности, неестественности, «искусственности» в изображении. Зато S – образная линия считается присущей всем живым существам (особенно – людям), а соответственно – и всему красивому. При этом достаточно – даже намека на такую форму линии.
Активные линии изображения
В заключении этого материала, хочется еще раз упомянуть о активных («умозрительных», или «оптических») линиях, о которых мы уже писали в материале о роли точек в композиции. В данном случае мы пользуемся термином А.И. Лапина, на английском же языке – эти линии называются «ведущими».
Хочется еще раз подчеркнуть важность этих линий. Известно, что глаз – рассматривая какое либо изображение, движется по нему не равномерно – а от точки к точке («активные точки»), по определенным линиям. Глаз находит прежде всего точки максимальной кривизны контура рассматриваемого объекта, самые высоко контрастные участки изображения, а также точки пересечения различных контуров объектов, так как они говорят о взаиморасположении предметов в кадре.
Очень важно понимать, что глаз человека, при осмотре изображения – руководствуется не реальными линиями – имеющимися на изображении, а выше названными элементами.
Например – при рассмотрении портрета – активными точками становятся глаза, нос, губы – между ними и проходят активные линии.
В чем заключается практический смысл – активных линий и как их можно использовать на практике?
Практическое значение активных линий заключается в том, что зная принципы, по которым они образуются, мы можем с большой долей вероятности спрогнозировать – как зрительно будет рассматривать (как прочтет) нашу, например, фотографию. На что обратит внимание в начале, а на что – потом. а на что – и вовсе не обратит внимание. Например – если в кадре есть два человека – взоры которых направлены друг на друга, то активной линией будет линия между этими людьми, а активными точками – эти два человека, и зритель практически не обратит внимание на фон этого изображения (если на фоне, конечно, не будет более сильных активных точек).
Также линии бывают крайне важны для передачи переспективы, гулубины кадра, но это несколько иная тема.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Сила линий
Мы уже говорили о золотом сечении, теперь давайте рассмотрим другие элементы композиции, которые можно использовать при фотосъемке.
Очень мощный инструмент для улучшения композиции в фотографии – это использование линий. Во-первых, они создают настроение, во-вторых, они «ведут» глаза зрителя по фотографии к главному объекту снимка. Фотограф как будто бы берет зрителя за руку и ведет по местности, указывая путь.
Линии в композиции можно разбить на следующие типы:
- горизонтальные;
- вертикальные;
- диагональные;
- все остальные – ломанные, кривые, дугообразные, “S”- образные и т.д.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Горизонтальные линии – это безмятежность и покой, равновесие и бесконечность. На снимке они дают ощущение, что время остановилось и могут быть использованы для контраста с другой более динамичной частью снимка. Линия водоёма, линия горизонта, поваленные объекты, спящие люди – это все примеры образов, что говорят о постоянстве и безвременье. Чтобы фотографии, состоящие сплошь и рядом из горизонтальных линий, не были скучными, необходимо добавить в кадр какой-нибудь предмет. Красивый камень на берегу моря, которое соприкасается с небом, одинокое дерево в поле и т.д.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Вертикальные – передают настроение мощи, силы, стабильности (небоскребы) а так же роста и жизни (деревья). Правильное использование вертикальных линий может также придавать чувство мира и спокойствия. Например, дерево в окутанном туманом лесу, старые столбы в воде, или поле, фигура на уединенном пляже рано утром. Если вертикальные линии повторяются, они задают ритм в фотографии и усиливают динамику.
ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Диагональные линии говорят о движении, придают снимку динамичность. Их сила в способности удерживать внимание зрителя: его взгляд, как правило, движется вдоль диагоналей. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, ручьи, волны, ветви деревьев и т.д. можно расположить несколько объектов по диагонали. Диагональными могут быть и цвета одного объекта. Используя диагональные линии, располагайте их чуть выше или ниже левого угла фото, поскольку наши глаза сканируют изображение слева направо. Это позволит также предотвратить визуальный раздел кадра на две части. Впереди движущегося объекта всегда оставляйте “место для шага” – это придаст ему еще больше динамики.
КРИВЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Кривые линии – изящны, чувственны, динамичны, создают иллюзию живости, разнообразия. Они могут приблизить или удалить объект или создают баланс. “С”- образные кривые линии или дуги наиболее распространенные – поскольку это и – берег моря, озера, округленный камень, скала или изогнутые стебельки травы. Если говорить об архитектуре – то это арки. Очень эффектно смотрятся несколько повторяющихся арок.
S-ОБРАЗНАЯ КРИВАЯ В КОМПОЗИЦИИ
Такие линии ещё называют линиями красоты. Это эстетическое понятие, компонент художественной композиции, волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая придает изображению особенное изящество. Человеческое тело – наилучший пример, от арки стопы до изгиба шеи.
«S» образной кривая – это устья рек, извивающиеся дороги, тропинки.
В кадре могут сочетаться прямые и кривые линии. Это придает композиции кадра уравновешенность, стабильность. Корпус этой акустической гитары прекрасный примером «S»-образной кривой. Обратите внимание на использование других линий в этом фото – диагональные линии гитарных струн, и горизонтальных линий – ноты на листе на заднем плане.
ЛОМАНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Ломаные линии придают снимкам тревожный, и даже агрессивный характер. Такое впечатление при просмотре фотографий с ломаными линиями возникает из-за того, что взгляду приходится часто «скакать» по линиям и изменять направление.
ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Особая роль при линейных построениях в кадре отводится линиям, которые принято называть «вводящими в кадр» или «ведущими линиями». Это реальные или воображаемые линии, которые берут начало у одного из нижних углов кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка, расположенного в точке «золотого сечения». Построенные по этому принципу снимки легко «прочитываются», их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.
Помните, что сами по себе линии не являются панацеей при составлении композиции. Если снимок не насыщен содержанием, а лишь включает отдельные элементы, совпадающие с воображаемыми линиями или кривыми (как разметка дорог, световые следы, оставленные фарами, фонари, решетки, арки домов, дуги мостов, парапеты набережных, изгибы реки и т. д.) — это еще не композиция. Линии помогают нам наметить путь взгляда зрителя, и соответственно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую мы хотим ему донести. Они также служат для передачи глубины снимка.
Сами по себе линии в отрыве от окружающих предметов и цвето-тонального окружения ничего не означают, поэтому содержание кадра – основа успеха!
Элементы композиции — линия, форма и др.
Элементы цветочной композиции
Для того, чтобы составить красивый букет, необходимо знать правила его построения. Сложная аранжировка из цветов, веток, коряг, листьев, злаков тем более потребует знания основных элементов композиции и умелого их использования. К элементам композиции относятся точка, линия, форма, поверхность, масса, цвет, освещение, пропорции, акцент, контраст, равновесие и др. Существуют законы композиции, действующие во всех видах изобразительного искусства. Начинающему аранжировщику предлагаются некоторые основные правила и приемы, которыми прежде всего следует руководствоваться:
- — в качестве залога удачной композиции правильное расположение, сочетание и соотношение цветов, зелени и вазы по размеру, форме и цвету,
- — экономное использование растительного и вспомогательного материала, простота цветочной композиции,
- — естественное, асимметричное размещение растений разной высоты в вазе,
- — четкость, выразительность линий, образуемых растительным материалом,
- — широкое использование, наряду с цветами, ветвей, трав, камней, плодов, коряг и т.п.
- — соответствие аранжировки интерьеру и назначению,
- — соблюдение масштабности и других основных выразительных элементов композиции – пропорции, равновесия, контраста, акцента и т.д.
Элементы композиции: точка
Точка может взять на себя роль акцента, т.е. главную, наиболее важную, сильную, эффектную часть композиции. У точки отсутствует какое-либо направление, но зато она имеет вес, а поэтому может быть центром притяжения взгляда. Такой точкой в аранжировке может быть пучок травы или кусок декоративного материала, красивый цветок (или их группа), особо привлекательный своей формой, окраской, но может быть и какой-либо примечательный крупный лист, необычное сочетание растений по фактуре, форме и цвету.
Элементы композиции: линия
От этого элемента зависит форма композиции, так как именно линией она отграничивается от всего окружающего мира. Линия, в отличии от точки, имеет направление, поэтому кажется, что она течет, движется и живет. У человека при виде линии возникают различные чувства. Горизонтальная линия в аранжировке дает ощущение спокойствия, фундамента, земли, выражает плоскость и холод.
Вертикальная линия как бы восходит к свету, выражает высоту и тепло, поэтому чаще воздействует празднично и радостно. Наклонные линии могут действовать различно. Те из них, которые поднимаются слева направо и вверх, вызывают активность, сообщают настроение подъема, взлета. Спускающиеся вниз слева направо выражают пассивность, вызывают чувство печали, скорби.
С помощью линий можно выразить динамичность аранжировки и даже задать ей определенную скорость. Вертикальная падающая линия дает ощущение ускорения, поднимающаяся – замедления. Движение ее слева направо всегда будет казаться более быстры, чем в обратном направлении.
Линия может быть легкой и весело взвивающейся, извилистой и волнообразной, зажатой и напряженной, нервной и жесткой. Это необходимо учитывать, если аранжировке придается определенный характер. Наклонные линии, выходящие под разными углами из одной точки, прозвучат громко и дадут ощущение остроты, а они же, будучи одинаковой длины, как бы замкнутые в круге, выразят мягкость.
Это свойство используется в букете бидермейер. Кроме того, при включении в аранжировку падающих линий надо стремиться, чтобы их верхушки приподнимались. Иначе у зрителя создается тягостное ощущение обреченности. Даже ампельные растения следует подбирать с поднятыми кончиками. Это внушает надежду. Разорванная линия, выполненная грубой веткой, может восприниматься как символ тяжелых условий жизни. Плодородие, изобилие, силу и спокойствие можно выразить наклонной линией из ветки, усаженной набухающими почками. Все эти линии возникают из ритма и характера роста растений, нужно только их заметить, выделить и использовать в аранжировке.
Если необходимо создать образ бесконечного, полного силы стремления к росту ввысь, можно использовать такие растения, как аконит, дельфиниум, наперстянка, сансивьера, вербаскум и др. они дают почти перпендикулярные, устремленные вверх линии. В аранжировке они требуют свободного жизненного пространства, поэтому их не нужно закрывать другими растениями, иначе они потеряют свой образ и красоту.
Стремящиеся ввысь и развертывающиеся в конечной точке во все стороны линии роста можно получить, используя лилии, стрелиции, амариллис и др. Их несущая сила – стебель, должен в композиции оставаться на виду. Он не может быть ни закрыт, ни укорочен. Эти растения лучше всего помещать в середине букета, так как они требуют свободного пространства не только над собой, но и вокруг себя. В таком случае благородные формы их цветов могут проявить себя в полной мере.
Линии роста, взвивающиеся вверх и в стороны имеют гвоздика, фрезия, тюльпан, гербера, форзиция, хлорофитум и многие травы. С их помощью можно получить диагональ, разлагающуюся на составляющие: горизонтальную, обозначающую «солнце уходит к закату» и вертикальную – «полдень». В зависимости от угла наклона диагонали аранжировке можно придать тот или другой характер.
Лучеобразно расходящиеся линии роста дают юкка и кордилина. Эти растения должны стоять совершенно свободно, в крайнем случае их можно соединить только с подчиненными растениями.
Извилистые, волнистые и причудливые линии дают лианы – плющи, клематисы, бугенвиллии, актинидии и др. Ниспадающие линии можно получить с помощью ампельных растений и плакучих форм древесных пород. Эти растения могут играть роль посредника между растениями и сосудом.
Есть среди линий, используемых при составлении композиции, еще одна, которая носит название « линии красоты ». Эту изогнутую S – образно линию называют также по имени ее создателя, английского художника 18го века У. Хогарта. Художник сумел обнаружить эту линию в цветах и других служащих украшением формах, например, в корсетах. Она придает композиции своеобразную форму, так как сама является эталоном красоты и изящности.
Элементы композиции: расположение
Построение композиции (геометрическое) может быть основано на двух принципах построения живой природы – симметрии или асимметрии. Симметричные композиции как бы делятся воображаемой осью на две равные части, где величина, форма, цвет одинаковы как зеркальное отражение одного и того же предмета. Они производят впечатление строгости, парадности, уравновешенности. Асимметричную композицию невозможно разделить на две равные части. Они свободнее, живописнее, соответствуют естественному характеру роста растений.
Можно взять за основу аранжировки схему строения соцветий цветочных растений – колос гладиолуса, зонтик укропа, метелку сирени и др. Вариантов расположения растительного и вспомогательного материалов в таком случае как по принципу симметрии, так и асимметрии может быть бесконечное множество.
Элементы композиции: форма
Форму букета определяют его назначением , характером цветов, формой вазы и замыслом аранжировщика. Он может быть круглой, овальной, вертикальной, S- и L-образной, треугольной, серповидной. Вертикальную форму можно создать используя соцветия в виде колоса на прямом и жестком стебле у шалфея, аконита, гладиолуса, дельфиниума. С помощью этих же растений можно получить и овальную форму, если установить их не жестко вертикально, а под небольшим углом, с более широким использованием зелени.
Крупные цветки округлой и шарообразной формы пиона, циннии, гвоздики, розы, герани придают эту форму всей композиции, если в ней отсутствуют другие цвета. Их размещают в центральной части композиции. Если шарообразную форму создают не отдельные крупные цветки, а соцветия растений с нежной тонкой ажурной листвой и мелкими изящными цветками (гипсофила, аспарагус, дрожалка, тысячелистник) , то их располагают в верхней части композиции.
Для композиций треугольной формы ассортимент цветов более разнообразный. При этом высота треугольника будет зависеть от их высоты. Строгость формы помогут поддержать ветки различных растений – туи, можжевельника, дуба, ивы и др. Злаки травы, ветки деревьев и кустарников играют значительную роль и в аранжировках S-образной и серповидной форм. Их значение возрастает в композициях всех асимметричных форм.
Элементы композиции: объемность
Аранжировщику надо следить, чтобы цветы и ветки не стояли в одной плоскости, а создавали бы впечатление объемности, многоплановости. Особенно ощутима глубина композиции, когда 1-2 небольших веточки или цветка ставят в тыльной части и наклоняют их назад.
Элементы композиции: пропорции
В аранжировке очень важна соразмерность – определенное соотношение частей между собой и целым, чаще всего между размерами (высотой и диаметром) вазы, цветов над ней и всей композиции. Такие соразмерности называются пропорциями. С древних времен основой пропорции считается «золотое сечение». Эта гармоничная пропорция возникает при делении линии на два неравных отрезка. При этом меньший отрезок относится к большему, как больший к целому. В цветочной аранжировке это выражается в принятом соотношении 3 : 5 = 5 : 8, то есть в композиции высотой, равной 8 частям, 3 части составляет высота вазы, 5 частей – высота цветов над ней. Если ваза низкая, то вместо ее высоты в соотношении участвует диаметр. Указанные пропорции размеров глаза человека воспринимают с наименьшей затратой энергии, отсюда ощущение гармонии. В различных школах икебаны пользуются соотношениями размеров букета и вазы, характерными для данной школы.
Элементы композиции: поверхность
Структура поверхности растений воспринимается человеком как жесткая и мягкая, блестящая или матовая, гладкая или шероховатая и т.п. Поверхность одних растений напоминает человеку шелк, парчу или бархат, других – металл, стекло или фарфор. Особенности восприятия поверхности обязательно должна учитываться в аранжировке при создании определенного образа и при подборе растений.
Шелковистую поверхность имеют цветки розы, гвоздики, душистого горошка, плодовых деревьев. Для них подойдут сосуды из стекла, фосфора и глазурованной керамики. Бархатистый вид имеет листовая бегония, шерстистый – стахис. С бархатистой и шерстистой поверхностью гармонирует неглазурованная керамика. Металлический вид имеет листва фикуса, камелий, антуриума, пеперомий и др. Для этих растений подходят металлические и фарфоровые сосуды. Фарфоровую поверхность имеют цветки тюльпана, цикламена, орхидеи, нарцисса, ландыша. Их красота наиболее полно проявляется в стеклянных и фарфоровых сосудах.
Элементы композиции: масса
Растения в аранжировке могут быть представлены в единичном виде и в виде массы. В единичном, т.е. в виде одиночного растения, эффектно выглядят розы, орхидеи, гвоздики. Они требуют совершенно свободного, возвышающегося над другими растениями, положения. В таком виде они проявляют свою элегантность и выразительность. Эти растения можно объединить и в малые группы, но только в больших аранжировках. В малые группы можно собрать также тюльпаны, нарциссы, цикламены, азалии, пуансеттии. В массовые формы собирают большинство цветов летников и двухлетников (бархатцы, маргаритки, виолы, ноготки, незабудки и др.) , мелколуковичных (сцилла, печеночница, камнеломка) растений. При этом соединяют много цветов и располагают их под высокими растениями. Иногда массовые формы используют для изображения животных, строений, слов и т.п. Подобное растрачивание цветов расценивается как отсутствие вкуса у аранжировщика. Масса может образоваться и из хвои сосны или ели, листьев. Она сгущает окраску отдельных цветков, дает ощущение силы, веса, создает акцент. Если располагаются рядом две или три массы, то все внимание аранжировщика сосредоточено на их гармоничном или контрастном сопоставлении.
Элементы композиции: контраст
Это один из излюбленных приемов в аранжировке, создающий эмоциональность, необычность художественного эффекта. Так, рядом с образовавшейся массой или крупным листом располагают изящные тонкие прямые или изогнутые линии. Рядом с листом глянцевидной поверхности – опущенные растения, с ветками и цветами замысловатых очертаний – лаконичные, с темной зеленью – светлая пятнистость и т.д.
Элементы композиции: свет
На восприятие композиции влияет освещенность. При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона. На юге глаз различает меньше оттенков, чем в средней полосе. Днем человек максимально чувствует красные тона, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых лучей. В сумерки сначала потухает и сереет красный цвет, затем желтый, позднее – зеленый и синий, но синий цвет не сереет и не темнеет, а наоборот становится светлее, т.е. ярче.
При газовом освещении цвет бледнеет, при свече – краснеет, при электрическом свете, который ближе всего к дневному, отклонения различны при разной интенсивности света. Сильнее всего изменяет окраску цветной искусственный цвет: при красном освещении белый цвет кажется красным, красный цвет при зеленом свете кажется коричневым, при синем – фиолетовым. Оранжевый при зеленом свете – желтым, при красном – красно-оранжевым, при синем – коричневым. Условия освещения и его влияние на цвет необходимо принимать во внимание при аранжировке, особенно при украшении комнат, интерьеров общественных зданий и витрин.
Интересно, что некоторые растения могут сами в темноте светиться. Этим свойством обладают вербена, настурция, красная лилия, герань.
Знание линий роста растений, формы, цвета, света и других элементов композиции, а также умение их использовать при аранжировке растений поможет достигнуть гармонии, работая с меньшим количеством материала. Стремление втиснуть в композицию все имеющиеся растения, коряги, ветки, декоративный материал, вместо того, чтобы выбрать те элементы композиции, которые подходят друг другу, глубоко ошибочно, так как «выразительность скупа, а все лишнее безобразно».
Элементы композиции: точка, линия, плоскость и объем
Новый онлайн-урок “Современные гарниры” Встречаемся 17 апреля в 20:00 по Москве
Запишитесь сейчас, пока еще есть время!
–>
Хороший друг нашего сайта, фотограф Денис Карпенков, продолжает серию заметок для тех, кто хочет уметь не только готовить еду, но и ее фотографировать. Сегодняшняя статья совершила небольшой переворот в моем сознании, осветив некоторые вещи с неожиданной, но очевидной стороны. Другие статьи Дениса вы можете прочитать по ссылкам:
Сегодня я продолжу свой цикл статей о фуд-фотографии разговором об элементах композиции.
О том, как строится фундамент, вы уже знаете из предыдущей статьи «Композиция в фуд-фотографии. Общие сведения«, а теперь речь пойдёт о кирпичиках, из которых строится кадр. Мы будем рассматривать их применительно к фотографии еды, но иметь при этом в виду, что область их применения в художественной деятельности необозрима.
Все эти «кирпичики» делятся на 4 типа, формы. Других не существует: это точка, линия, плоскость и объем. Эти формы — все, из чего состоит любое произведение живописи и графического дизайна. Любые другие формы — производные из этих четырех. Поэтому все многообразие предметов должно рассматриваться таким образом, чтобы увидеть в их форме свойство того или иного первоэлемента, кирпичика, и использовать его в композиции осмысленно.
Присутствие в композиции всех этих четырёх элементов не является обязательным условием, но делает ее разнообразной и, как правило, улучшает ее восприятие (существует много прекрасных примеров, построенных на использовании только одного из этих элементов, однако, для хорошего результата в этом случае требуются особые навыки, о которых мы еще поговорим).
1. Точка
Главный, основополагающий элемент. В геометрии она невидима, но для нас она является, говоря условно, маленьким по размеру объектом сцены. Элемент композиции, известный как пятно — это большая по размеру точка, хотя в терминологии художников устоялось другое мнение, по которой пятно не отождествляется с точкой. Но мы работаем с формой реальных предметов, а не нарисованных. Мы управляем их расположением в пространстве, а не на плоскости холста. В следующей статье, когда мы коснемся контрастов, вы поймете, почему мыслить так удобнее.
Точка очень многообразна по форме и размеру и, когда она достигает крупного размера, для нас она по-прежнему будет точкой. Наверное, пока это не очень понятно, так что просто поверьте мне.
В фуд-фотографии точкой (с рядом условностей и допущений) могут выступать:
1. Специи: соль, молотый перец, сухие травы, горошины перца, тмин
2. Ягоды
3. Орехи. Кунжут, фундук, кедровый орех
4. Бобы. Горох, чечевица
5. Зерна граната, тертый шоколад, зерна кофе, пузырьки на поверхности эспрессо и так далее
Вот фотографии, композиция которых построена на форме точки:
В данном случае, голубика — доминирующая форма точки. Также на фотографии присутствует линия миски и плоскость стола.
Здесь мы также видим доминирование точки в виде зерен граната. Однако здесь также есть и плоскость стола и контурные линии самого граната. Благодаря светотеневому рисунку и размытому заднему плану, половина граната, лежащая слева, представляет собой объем.
2. Линия
Линия, как известно, это приведенная в движение точка. Она тоже является очень важным для композиции элементом, у неё много полезных функций. Линия связывает разные части композиции либо разделяет их, служит для направления взгляда и внимания зрителя. Линия может быть прямой, извилистой, ломаной, толстой или тонкой, длинной или короткой (вплоть до штриха) явной или неявной.
Роль линий могут играть:
1. Столовые приборы
2. Складки на скатерти или на салфетке
3. Продукты: зелёный лук, стебли орегано
4. Действие: струя кофе, наливаемого в чашку
Кроме того, линией могут быть края, контуры предметов.
Примеры фотографий, композиция которых построена на форме линии:
Орегано — совершенное воплощение извилистой линии. Его стебли и корни прекрасно выражают идею движения, динамики, роста, присущего линии. Веревка, которой перевязан пучок, еще больше усиливает звучание линии в этой композиции. Стол представляет собой плоскость, покрытую прямыми следами от ножа. Они создают напряжение, диалог с природными формами орегано.
Это композиция состоит исключительно из линий. Прямые линии спагетти пересекаются друг с другом и рождают новые ломаные линии.
3. Плоскость
Плоскости создают фундамент, опору всей композиции. Они всегда будут присутствовать в нашем жанре в виде стола, тарелок, любых ровных поверхностей посуды. Плоскости могут быть и вертикальными, если это стена, например. Также они различаются по фактуре. Вот все их основные виды, которые мы можем использовать:
1. Стол
2. Тарелка
3. Ровная скатерть или салфетка
4. Поверхности напитков или супов
5. Срезы продуктов — овощей, колбас
Стол и листы пергамента образуют плоскости. Но контуры каждого листа и щели между досками являются еще и линиями.
4. Объем
Объем появляется там, где его выявляют с помощью светотеневого рисунка, линейной или тональной перспективы, градаций размеров, цвета, перекрытий. Объем, как элемент отсутствует на фотографии, скажем, снятой сверху под 90 градусов. Все элементы на ней кажутся плоскими и представляют собой точки, линии и плоскости. Чашка с кофе, снятая сверху под 90 градусов — это крупная точка. А снятая даже под слегка большим углом — это уже объем, так как в действие вступает линейная перспектива, предмет обретает третье измерение, начинает развиваться в высоту, по направлению к зрителю.
Объем позволяет привнести в композицию глубину и жизненную убедительность. Нам очень привычен такой вид, так как мы обладаем стереоскопическим зрением и видим мир объемным, в отличии от фотоаппарата. Поэтому ощущение объема на фотографии высоко ценится (а еще выше ценятся среднеформатные камеры, лучшим образом передающие иллюзию объема).
Светотеневой рисунок переднего граната (градация яркости от света до тени) делает его объемным. Это ощущение усиливает размытый задний план.
Размытый задний план и перекрытие передним маффином остальных, выдвигают его вперед, позволяя воспринимать его объемным.
Небольшое пояснение
Прежде чем мы двинемся дальше, хочу, чтобы вы понимали: с элементами композиции порой происходят превращения, достойные алхимии даосизма. Иногда элементы, в зависимости от вашего замысла, или просто изменения точки съемки, превращаются и перетекают друг в друга. Поэтому вы должны сформировать правильный алгоритм мышления, допускающий, что точка и линия при определенных условиях могут быть плоскостью или объемом и наоборот. Один элемент может принимать на себя функции другого. Это понимание дает вам необыкновенную свободу в формировании композиции. Вот например, отрезанный для приготовления тоста ломтик хлеба — это явно плоскость. Вы можете оценивать его поверхность как фактуру, т.е. свойство плоскости. Но эти же самые отверстия на его поверхности, представляющие его фактуру, вы можете использовать, как точки.
Еще важно понимать, что менять суть элемента можно не только мысленно, но и вручную, что более практично и наглядно. Не все продукты и предметы поддаются таким изменениям. Вот, например, с чесноком это удается сделать:
На этой фотографии перед нами точка. Хотя можно мыслить о ней как и об объеме, т.к. есть выраженная светотень.
Эта фотография была сделана после того, как я разрезал чеснок. Слева получилась точка или плоскость, а справа — плоскость или объем.
C горошинами перца такое повторить не удается. Они продолжают оставаться точками после любой деформации:
Обобщение
Вы наверняка заметили, что почти все фотографии, иллюстрирующие проявления только одного из элементов, были довольно скучны. Они неплохие, но им чего-то не хватает. Так обстоит дело почти с любой фотографией, в которой звучат только один или несколько элементов, а других нет. Спасти композицию в этом случае может только особо выразительное звучание. Как я уже обещал, мы будем обсуждать способы его достижения в следующих статьях.
Настоящую статью я хочу завершить примером, композиция которого построена на использовании звучаний всех четырех элементов. К ним ведут стрелки и они подписаны, так что вы все поймете. Обратите внимание, что все они находятся в гармоническом сочетании и взаимодействии друг с другом. Здесь присутствует напряжение, диалог, рассказ.
Использование четырех элементов: точки, линии, плоскости и объема значительно обогащают выразительность фотографии, помогают сказать с ее помощью больше.
Обратите внимание, что кувшин с молоком и печенье отнесены мной к объемам, несмотря на то, что ракурс сверху под 90 градусов делает фотографию довольно плоской. В случае с кувшином, это объясняется тем, что мы наблюдаем его перспективное развитие в высоту, как и у стоящего рядом с ним букета, а в случае с печеньем, объем создается светотеневым рисунком. На каждом печенье есть область света и полутени, это делает их объемами. Хотя, как вы помните из моего небольшого пояснения, они же могут быть и точками. Кстати, именно так я мыслил, создавая эту композицию. Я строил ее, исходя из желания многократно повторить форму круга, точек разных размеров и форм.
В следующей статье мы начнем говорить о контрастах, и многое из того, что пока непонятно, станет само собой очевидным.
Напоминаю, что если вы заинтересованы в услугах фотографа, вы можете связаться с Денисом Карпенковым на его официальном сайте, чтобы обсудить возможность сотрудничества.