История комнатных растений
История комнатного цветоводства
История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом. Понятие «комнатное растение» существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей. Храмы древней Эллады украшали вазоны с растениями. Более 1000 лет назад в Китае зародилось искусство бонсаи, которое перешло в Японию и обрело в стране Восходящего Солнца настоящее признание.
Растения всегда были очень выгодным товаром. Из Америки везли кактусы и орхидеи. Из Индокитая — цитрусовые, из Индии — растения, дававшие пряности. Основное количество декоративных растений попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII — начале XVIII вв., когда на родину свозились все «диковинки». В северных странах с отсутствием зелени в зимние месяцы вечнозеленые растения не могли не вызвать восхищения. Вспомните розовый куст Кая и Герды. Это не вымысел писателя — сказочника Андерсена. Разнообразие декоративных комнатных растений достигалось за счет введения в комнатную культуру дикорастущих представителей тропической флоры, но путь из дикой природы в человеческое общество для многих видов был труден, даже губителен. Попадая в невыносимые условия содержания, растения не могли правильно развиваться.
Первое упоминание об исключительных результатах, полученных при выращивании растений в закрытом помещении, относится к XIII веку. Холодной зимой 1240 г. в Кельн прибыл голландский король Вильгельм, которому устроили пышный прием в помещении, украшенном деревцами и кустарниками в полном цвету, будто летом. Это был самый первый в Европе зимний сад. Зрелище было столь непривычным, что его создателя выдающегося садовода Альберта Магнуса обвинили в колдовстве. Но эксперимент по созданию зимних садов оказался столь успешным, что вскоре европейские монархи в стремлении перещеголять друг друга заставляли своих садовников строить специальные помещения и выращивать в них диковинные растения. Правда, поначалу это были виды, имеющие практический интерес для императорских кухонь, например, апельсины (по-французски «orange»), а помещения, в которых их содержали, стали называть оранжереями. Хотя были исключения — картофель и подсолнечник, например, предварительно завозились из Америки как цветы. Не устоял перед соблазном и Петр I и построил Петергофе небольшой павильон для зимнего содержания цитрусовых, которые летом располагались на свежем воздухе.
Но рано или поздно даже самое лучшее приедается и хочется новенького. Так случилось и на этот раз: возникла потребность в обновлении ассортимента оранжерей. Коллекционерам захотелось чего-нибудь особенного, но доставка новых диковинок на европейский континент оказалась делом нелегким. Нужно было везти капризные тропические растения на парусных судах много недель через теплые и холодные воды. Нередко растения погибали от соленых морских брызг, попадавших на листья и корни; страдали без пресной воды, запас которой на судах того времени был весьма ограничен. Растения можно было разместить только на палубе, щедро освещаемой палящими лучами тропического солнца. Выходцы из влажных лесов, они получали ожоги и высыхали. Многодневное плавание сказывалось даже на их семенах: зачастую они теряли всхожесть, так и не увидев своего нового дома.
Первыми берегов Европы достигли самые неприхотливые экземпляры, которые можно было ввести в состояние покоя: луковичные и клубневые растения, суккуленты и растения с долго хранящимися семенами. Но и их нелегко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна ботаникам лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться. Приходилось выращивать их «по наитию», что, впрочем, давало возможность делать научные открытия и описывать новые, доселе не известные науке виды прямо в оранжерее. Например, директор Императорского ботанического сада Э.Л.Регель вырастил в Санкт-Петербурге необычное тропическое растение из привезенных семян и дал ему имя стрелиции Николая (Strelitzia nicolai) в честь Николая Второго.
В середине XIX столетия изменить ситуацию помогло одно казалось бы незначительное изобретение англичанина Н.Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения посвящал им все свое свободное время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели, но мистер Уорд был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешал насыщенный гарью воздух Лондона. Можно было без конца совершенствовать земельные смеси и применять новые удобрения, а вот с воздухом ничего поделать было нельзя: лондонцы топили камины и печи углем. Клубы дыма витали в сыром воздухе, смешиваясь с туманом английской столицы, жирная копоть пачкала стены домов, старинные картины и белоснежные манишки джентльменов. Со всем этим мистер Уорд еще мог примириться, но терял самообладание и мрачнел, если видел слой гари на нежных листьях своих любимых растений. Бормоча проклятия, он снова и снова пытался очистить их, уже не надеясь найти решение этой проблемы. Ему хотелось спрятать своих любимцев, просто накрыть чем-нибудь… Так, из отчаяния и бессилия родилось поистине гениальное изобретение: мистер Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. Он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что, помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В террариуме — так назвал свое детище его создатель — можно было содержать даже те растения, которые считались непригодными к размещению в комнате.
Весь цвет британского общества был взволнован этим открытием. В моду входит устанавливать «ящик Уорда» для содержания папоротников и другой экзотики в комнатах. В1834 г. Уорд сконструировал первый «чемодан» для перевозки растений, который без опаски можно было установить на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца. Теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические создания: папоротники, орхидеи, бромелиевые. Что здесь началось! В Англии повальное увлечение орхидеями приняло вид настоящей мании: на аукционах за них платили просто безумные деньги! Вызванный ажиотаж сравним только с «золотой лихорадкой». Теперь в районы их произрастания, в первую очередь это Южная Америка, отправляются настоящие экспедиции. Знатоками орхидей становятся проходимцы и авантюристы, вывозящие растения в Старый Свет тоннами. Словно пираты, берут они «на абордаж» непроходимые леса. Труд востребован — орхидеи покупают и короли, и ремесленники, но добыть новые редкие растения было непросто. В погоне за богатством многие погибли от лихорадки и укусов змей, утонули в болотах и разбились на скалах. Однако поток растений не иссякает. Наступило райское время для ботаников: новые виды описывались десятками и сотнями, выделялись новые рода и семейства. Все большее внимание к представителям тропической флоры проявляли и садоводы.
На развитие комнатного цветоводства большое влияние оказывала еще и политика. Почему? Потому что, например, камелии из Южного Китая смогли попасть в европейские оранжереи лишь после побед Англии «опиумных» войнах, обоснования британцев в Гонконге и активизации торговых отношений с Китаем. После получения молодыми государствами Южной Америки независимости от испанской короны и установления дипломатических отношений с ними стал возможен и ввоз образцов флоры этих стран. Нередко в дипломатической почте можно было найти какое-нибудь экзотическое растение целиком или его семена. Так, в 1714 г. посланный с целью шпионажа французский офицер А. Фрезье привез во Францию чилийскую землянику, которая стала родоначальницей всех современных крупноплодных сортов, известных как «клубника».
Европейские державы довольно быстро осознали, что комнатные растения — огромное богатство, и ввели в своих колониях запреты на вывоз тропических растений. При этом растения не только вывозились. Сначала их изучали, затем многие из них перевозили в колонии, находящиеся уже в других частях света. Такова история, например, кофейного дерева. После заключения Урехтского мира между Голландией и Францией король Людовик XIV получил поистине царский подарок — черенок кофейного дерева из Амстердама. Он стал родоначальником всех(!) французских колониальных кофейных плантаций. Ваниль, каучуковое и гвоздичное дерево, черный перец и многие другие растения начали свое победное шествие по тропическим странам через европейские оранжереи, т.е. успели побывать комнатными растениями.
Современный ассортимент комнатных растений складывался в течение двух столетий. В конце ХХ века законодателями цветочной моды по праву можно назвать кактусы. Любители разнообразных форм и колючек, преимущественно мужчины, объединились в клубы от Заполярья до Сахалина. Многим частным коллекциям могли завидовать крупнейшие оранжереи мира при Ботанических садах. А известный сейчас во всем мире помидор в XVIII веке украшал комнаты и оранжереи. «Сеньора» почитали как цветущее растение, а вот плоды считались ядовитыми. Как говорится, что было — то было.
Спасибо Kimberly за подготовку этого материала
История возникновения комнатных растений
Когда появились комнатные растения?
Сложно сказать, когда люди начали выращивать растения внутри жилища. Вероятно, это произошло не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. Археологи утверждают, что они впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад.
Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой. Однако не все растения, даже посаженные в горшок, были достаточно компактными. Нужно было научиться делать их еще меньше. Так из необходимости зародилось искусство бонсай.
Однако вернемся к горшкам. Около 1500 г. до н. э. цветочные горшки, а точнее кадки, появились в Египте. На древних фресках сохранились изображения горшечных растений, которыми украшали храмы во время богослужений. Интересно, что этими священными растениями были хорошо известные нам фикусы.
Несколько позже цветочная посуда появилась и в Европе. По сохранившимся росписям можно судить, что уже 3 тысячи лет назад храмы Афины украшались оливковыми деревьями в кадках.
Однако каким образом и когда растения перебрались в жилище?
Первые попытки создать «дома для растений» были сделаны в Древнем Риме. Это были небольшие, обнесенные стенами садики. Стены защищали растения от сухих горячих ветров, а по трубопроводу в сады поступала вода для полива. На этом развитие «комнатного» растениеводства остановилось на долгие годы.
Идея перенести растение из сада в дом неоднократно посещала наших предков. В больших каменных городах все больше ощущался недостаток зелени. Появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазоны, декоративное озеленение стен вьющимся виноградом.
Окончательному переселению растений в дома мешало отсутствие больших оконных стекол. Чтобы сохранить тепло, окна в домах делались маленькими, и света от них было очень мало. Растения в таких условиях выращивать пытались, но редко кому из этих мучеников удавалось прожить более года.
Сохранилось упоминание о том, что в 1570 г. лондонский аптекарь Морган выращивал в витрине свой аптеки несколько кактусов «для удовольствия». Такая ситуация сохранялась вплоть до изобретения листового стекла в конце XVI в.
Как возникла культура комнатных растений?
В конце XVI в. с началом эпохи колониальных завоеваний в Европу хлынул поток экзотических растений из тропических стран. В начале XVII в. при дворцах королей и знати появляются «оранжереи» (от фр. orange — «апельсин»). Первоначально эти посадки преследовали чисто гастрономические цели.
В оранжереях выращивали экзотические фрукты. Однако со временем в них стали появляться и декоративные растения. Интересно, что среди этих переселенцев были виды, которые сначала не имели прикладного значения и лишь потом вошли в гастрономическую культру. Так, например, картофель, помидор, подсолнечник были завезены в Европу именно ради цветов. Только спустя много лет их стали употреблять в пищу. На протяжении XVII в. разведение оранжерейных растений становилось все более популярным. Началось активное строительство оранжерей в ботанических садах и частных владениях. Возникли многочисленные частные коллекции. Ассортимент растений увеличивался, появился спрос на более редкие декоративные виды, иены на них росли.
Довольно быстро возникла проблема транспортировки. Если с перевозкой кактусов и луковичных растений проблем не было, то более нежные растения зачастую просто не доживали до конца путешествия.
Содержание тропических растений тоже требовало специальных навыков и знаний, которых, увы, пока не было. В непривычном северном климате растения часто болели и погибали. Нужно было найти способ адаптировать условия к нуждам заморских гостей. И решение было найдено.
В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами (см. рисунок к статье). Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность. Высший свет быстро оценил пользу этого изобретения. Ящики Уорда стали устанавливать во всех богатых домах. Изобретение Уорда позволило привезти в Европу такие нежные растения, как орхидеи, бромелиевые, папоротники. Начался настоящий растительный бум. В Англии в моду стали входить орхидеи. На специальных аукционах за них платили огромные деньги. Это повальное увлечение породило своего рода «золотую лихорадку».
Множество бедняков оставляло свои занятия и отправлялось за моря в надежде разбогатеть на продаже экзотических растений. Хотя многие не возвращались из этих экспедиций, в Европе начался золотой век комнатного цветоводства.
Как развивалось цветоводство до наших дней?
Современная культура комнатного садоводства формировалась на протяжении последних 300 лет. Сегодня в магазинах удается найти практически все, чего может пожелать душа цветовода.
Самые редкие растения можно заказать через Интернет, и вам пришлют их по почте.
Мы привыкли к тому, что большинство традиционных комнатных растений, таких как сенполия, герань, плюш, легко мирятся с условиями квартиры, но так было не всегда.
Изобретение террариумов решило проблему влажности и температуры, но нерешенные задачи еще оставались. Многие тропические диковины были доступны лишь профессионалам. Часто тропические растения отказывались расти в условиях теплицы. Они страдали от непривычной для них почвы, поражались европейскими паразитами и болезнями. Малейшее изменение температурного режима приводило их к гибели. Решить эту проблему взялись селекционеры.
Садоводы из разных стран принялись отбирать самые выносливые экзотические растения. Суть работы заключалась в том, чтобы вывести линии растений, устойчивых к европейским болезням и более приспособленных к домашним условиям содержания. Так за 200 лет появились десятки тысяч новых сортов растений.
В середине XX в. на помощь садоводам пришла современная наука. Благодаря генной инженерии удалось создать сорта растений с новыми признаками. Выведение новых, более выносливых сортов сделало возможным промышленное разведение таких растений, как орхидеи, бромелиевые, что было совершенно немыслимо еще 100 лет назад. Эта работа сделала тропические растения доступными для всех.
История комнатного цветоводства
Цветы в доме – это всегда источник маленькой радости. Безмолвные и не очень требовательные в уходе, стоят они на подоконниках, радуют нас своей красотой, очищают воздух в квартире. А некоторые даже помогают избавиться от болезней. В условиях нашего климата комнатное цветоводство особенно популярно. Так хочется продлить лето и оставить его кусочек на своем окне. Интересно, ноо зародилось это увлечение в очень даже южных странах. С возникновением комнатного садоводства связано немало удивительных и немного жутковатых историй… Но, обо всем по порядку…
Изображения самых разных растений в горшках были обнаружены на древнеегипетских фресках, возраст которых более 3 тысяч лет! Знаменитые деревца «бонсаи» начали выращивать в Китае более тысячи лет назад. Древние римляне украшали горшечными растениями внутренние дворики. А чего стоят знаменитые Вавилонские Висячие сады Семирамиды – восьмое чудо света?! Они были заложены в VII веке до нашей эры.
Цветами в вазах издревле украшали буддистские храмы. А в старинных восточных рукописях начала нашей эры были описаны способы выращивания пряных растений в домашних условиях.
Все современные комнатные растения пришли к нам из жарких и влажных тропиков и субтропиков. Настоящий цветочный бум начался в эпоху великих географических открытий. Мореплаватели и первопроходцы привозили из дальних стран экзотические растения, которые ценились в те времена почти на вес золота. Погоня за диковинками могла стоить некоторым жизни…
В 13 веке был создан первый зимний зад в Европе. Его открыл в Кёльне выдающийся ученый Альберт Магнус. Сад был так прекрасен, а завистников у Альберта оказалось так много, что его даже попытались обвинить в колдовстве. Но прошло совсем немного лет, и зимние сады начали строить почти все европейские монархи. Называли их «оранжереями», поскольку самым популярным растением в них были апельсины (orange).
Приток диковинных растений с самых разных континентов сделал ботанику одной из самых популярных наук. Ученые стали активно изучать растительный мир нашей планеты, организовывались специальные научно-исследовательские экспедиции. Ботаники и физиологи растений получили возможность изучать и описывать новые виды, а все прочие – любоваться на них в оранжереях. В конце 18 – начале 19 века существовала даже специальная профессия – коллектор. Коллекторы путешествовали по разным странам и искали неизвестные науке виды растений. Такая должность есть и сейчас. Современные коллекторы собирают и хранят различные ботанические и зоологические коллекции в НИИ и образовательных учреждениях.
Новый толчок развитию комнатного цветоводства дало открытие англичанина Уорда. Он придумал помещать отростки под стеклянный колпак, внутри которого сохранялась повышенная влажность и высокая температура. Благодаря этой хитрости растения стали лучше приживаться в холодных регионах. А вскоре ученые научились скрещивать растения и начали создавать новые сорта, адаптированные к выращиванию в домашних условиях. Многим известным всем нам сортам более 200 лет!
Первая книга о комнатном растениеводстве вышла в Англии, в 1653 году. Называлась он «Райский сад» (The Garden of Edem). Первыми стали украшать свои дома комнатными растениями богатые люди. Постепенно растения перестали быть баснословно дорогими, но выращивать их в бедных домах все ещё было проблематично. В обычных домах комнатные растения стали массово появляться лишь в середине 19 века.
С появлением центрального отопления цветоводом-любителем, наконец, смог стать любой желающий. Сегодня комнатные растения – совершенно привычное для всех нас явление. Основным поставщиком комнатных растений на российский рынок является Голландия. Именно там сконцентрированы все самые современные научные центры, занимающиеся их селекцией. Но у нас в Уфе тоже есть своя маленькая гордость. Коллекция комнатных узамбарских фиалок (сенполий) Уфимского Ботанического сада является одной из самых крупных в России. Более 300 видов этих удивительно красивых растений можно увидеть в Уфимском Ботаническом саду.
Успешных вам ботанических свершений и цветущих подоконников!
История комнатного цветоводства
История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом. Понятие «комнатное растение» существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей. Храмы древней Эллады украшали вазоны с растениями. Более 1000 лет назад в Китае зародилось искусство бонсаи, которое перешло в Японию и обрело в стране Восходящего Солнца настоящее признание.
Растения всегда были очень выгодным товаром. Из Америки везли кактусы и орхидеи. Из Индокитая — цитрусовые, из Индии — растения, дававшие пряности. Основное количество декоративных растений попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII — начале XVIII вв., когда на родину свозились все «диковинки».
В северных странах с отсутствием зелени в зимние месяцы вечнозеленые растения не могли не вызвать восхищения. Вспомните розовый куст Кая и Герды. Это не вымысел писателя — сказочника Андерсена. Разнообразие декоративных комнатных растений достигалось за счет введения в комнатную культуру дикорастущих представителей тропической флоры, но путь из дикой природы в человеческое общество для многих видов был труден, даже губителен. Попадая в невыносимые условия содержания, растения не могли правильно развиваться.
Первое упоминание об исключительных результатах, полученных при выращивании растений в закрытом помещении, относится к XIII веку. Холодной зимой 1240 г. в Кельн прибыл голландский король Вильгельм, которому устроили пышный прием в помещении, украшенном деревцами и кустарниками в полном цвету, будто летом. Это был самый первый в Европе зимний сад. Зрелище было столь непривычным, что его создателя выдающегося садовода Альберта Магнуса обвинили в колдовстве.
Но эксперимент по созданию зимних садов оказался столь успешным, что вскоре европейские монархи в стремлении перещеголять друг друга заставляли своих садовников строить специальные помещения и выращивать в них диковинные растения. Правда, поначалу это были виды, имеющие практический интерес для императорских кухонь, например, апельсины (по-французски «orange»), а помещения, в которых их содержали, стали называть оранжереями. Хотя были исключения — картофель и подсолнечник, например, предварительно завозились из Америки как цветы. Не устоял перед соблазном и Петр I и построил Петергофе небольшой павильон для зимнего содержания цитрусовых, которые летом располагались на свежем воздухе.
Но рано или поздно даже самое лучшее приедается и хочется новенького. Так случилось и на этот раз: возникла потребность в обновлении ассортимента оранжерей. Коллекционерам захотелось чего-нибудь особенного, но доставка новых диковинок на европейский континент оказалась делом нелегким. Нужно было везти капризные тропические растения на парусных судах много недель через теплые и холодные воды. Нередко растения погибали от соленых морских брызг, попадавших на листья и корни; страдали без пресной воды, запас которой на судах того времени был весьма ограничен.
Растения можно было разместить только на палубе, щедро освещаемой палящими лучами тропического солнца. Выходцы из влажных лесов, они получали ожоги и высыхали. Многодневное плавание сказывалось даже на их семенах: зачастую они теряли всхожесть, так и не увидев своего нового дома.
Первыми берегов Европы достигли самые неприхотливые экземпляры, которые можно было ввести в состояние покоя: луковичные и клубневые растения, суккуленты и растения с долго хранящимися семенами. Но и их нелегко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна ботаникам лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться.
Приходилось выращивать их «по наитию», что, впрочем, давало возможность делать научные открытия и описывать новые, доселе не известные науке виды прямо в оранжерее. Например, директор Императорского ботанического сада Э.Л.Регель вырастил в Санкт-Петербурге необычное тропическое растение из привезенных семян и дал ему имя стрелиции Николая (Strelitzia nicolai) в честь Николая Второго.
В середине XIX столетия изменить ситуацию помогло одно казалось бы незначительное изобретение англичанина Н.Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения посвящал им все свое свободное время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели, но мистер Уорд был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешал насыщенный гарью воздух Лондона.
Можно было без конца совершенствовать земельные смеси и применять новые удобрения, а вот с воздухом ничего поделать было нельзя: лондонцы топили камины и печи углем. Клубы дыма витали в сыром воздухе, смешиваясь с туманом английской столицы, жирная копоть пачкала стены домов, старинные картины и белоснежные манишки джентльменов. Со всем этим мистер Уорд еще мог примириться, но терял самообладание и мрачнел, если видел слой гари на нежных листьях своих любимых растений. Бормоча проклятия, он снова и снова пытался очистить их, уже не надеясь найти решение этой проблемы. Ему хотелось спрятать своих любимцев, просто накрыть чем-нибудь…
Так, из отчаяния и бессилия родилось поистине гениальное изобретение: мистер Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. Он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что, помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В террариуме — так назвал свое детище его создатель — можно было содержать даже те растения, которые считались непригодными к размещению в комнате.
Весь цвет британского общества был взволнован этим открытием. В моду входит устанавливать «ящик Уорда» для содержания папоротников и другой экзотики в комнатах. В1834 г. Уорд сконструировал первый «чемодан» для перевозки растений, который без опаски можно было установить на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца. Теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические создания: папоротники, орхидеи, бромелиевые. Что здесь началось!
В Англии повальное увлечение орхидеями приняло вид настоящей мании: на аукционах за них платили просто безумные деньги! Вызванный ажиотаж сравним только с «золотой лихорадкой». Теперь в районы их произрастания, в первую очередь это Южная Америка, отправляются настоящие экспедиции. Знатоками орхидей становятся проходимцы и авантюристы, вывозящие растения в Старый Свет тоннами. Словно пираты, берут они «на абордаж» непроходимые леса. Труд востребован — орхидеи покупают и короли, и ремесленники, но добыть новые редкие растения было непросто.
В погоне за богатством многие погибли от лихорадки и укусов змей, утонули в болотах и разбились на скалах. Однако поток растений не иссякает. Наступило райское время для ботаников: новые виды описывались десятками и сотнями, выделялись новые рода и семейства. Все большее внимание к представителям тропической флоры проявляли и садоводы.
На развитие комнатного цветоводства большое влияние оказывала еще и политика. Почему? Потому что, например, камелии из Южного Китая смогли попасть в европейские оранжереи лишь после побед Англии «опиумных» войнах, обоснования британцев в Гонконге и активизации торговых отношений с Китаем. После получения молодыми государствами Южной Америки независимости от испанской короны и установления дипломатических отношений с ними стал возможен и ввоз образцов флоры этих стран.
Нередко в дипломатической почте можно было найти какое-нибудь экзотическое растение целиком или его семена. Так, в 1714 г. посланный с целью шпионажа французский офицер А. Фрезье привез во Францию чилийскую землянику, которая стала родоначальницей всех современных крупноплодных сортов, известных как «клубника».
Европейские державы довольно быстро осознали, что комнатные растения — огромное богатство, и ввели в своих колониях запреты на вывоз тропических растений. При этом растения не только вывозились. Сначала их изучали, затем многие из них перевозили в колонии, находящиеся уже в других частях света. Такова история, например, кофейного дерева.
После заключения Урехтского мира между Голландией и Францией король Людовик XIV получил поистине царский подарок — черенок кофейного дерева из Амстердама. Он стал родоначальником всех(!) французских колониальных кофейных плантаций. Ваниль, каучуковое и гвоздичное дерево, черный перец и многие другие растения начали свое победное шествие по тропическим странам через европейские оранжереи, т.е. успели побывать комнатными растениями.
Современный ассортимент комнатных растений складывался в течение двух столетий. Как вырастить алоэ дома, можно ли получить черный тюльпан. В конце ХХ века законодателями цветочной моды по праву можно назвать кактусы. Любители разнообразных форм и колючек, преимущественно мужчины, объединились в клубы от Заполярья до Сахалина. Многим частным коллекциям могли завидовать крупнейшие оранжереи мира при Ботанических садах. А известный сейчас во всем мире помидор в XVIII веке украшал комнаты и оранжереи. «Сеньора» почитали как цветущее растение, а вот плоды считались ядовитыми. Как говорится, что было — то было.
Как появились комнатные растения?
Вы когда-нибудь задумывались о том, в какой момент истории люди стали заводить комнатные растения? Вопрос любопытный. Давайте разбираться вместе.
Забава для аристократов
«Проникновение» растений в помещения было длительным процессом и в разные эпохи имело разные причины. На некоторых древнеегипетских изображениях, датируемых приблизительно 1500 годом до н. э., можно увидеть горшочные растения, которые использовались для украшения храмов и общественных зданий. Подобное явление было и в Древней Греции, а в Древнем Риме при домах иногда устраивались крытые садики. Впрочем, это, конечно, еще не были те самые комнатные растения, помещаемые в горшках на подоконнике или в углу комнаты.
Тяга к комнатным растениям у европейцев пробудилась при переселении в города, когда человек стал отдаляться от природы. Однако до изобретения технологии производства качественного листового стекла, делавшего его относительно доступным для широких слоев населения той или иной страны, окна в домах были небольшими (чтобы сохранять тепло). Вследствие последнего в плохо освещенном помещении растение гибло.
Как и многие обыденные для нашего времени явления, комнатные растения сначала «вошли» в дома элиты общества. Начавшаяся в XV веке эпоха Великих географических открытий познакомила жителей Старого Света с экзотическими растениями. Богачи и знать тратили большие деньги на диковинные апельсины, помидоры, картофель, орхидеи, папоротники и прочее. Они становились предметами роскоши и гордости, их держали в специальных теплицах, а от французского названия апельсина – orange – пошло название оранжереи. Кстати, употреблять в пищу те же помидоры и картофель начали сравнительно поздно, а сами растения держали ради цветов.
«Ящики Уорда»
Вплоть до 30-х годов XIX века транспортировка и содержание экзотических растений вызывали серьезные трудности. Если кактусы и луковичные перевозили без проблем, то более нежная зелень часто погибала, не доплыв до пункта назначения. А с тропической флорой и вовсе была настоящая беда: отсутствие специальных навыков и знаний по ее содержанию, чужеродный северный климат, иная почва, европейские болезни и паразиты – все это делало жизнь растений короткой.
Ситуация изменилась в 1834 году, когда англичанин Уорд изобрел стеклянный террариум – ящичек для перевозки привередливых растений, поддерживавший внутри влажный микроклимат, постоянную температуру и защищавший своего «пассажира» от некоторых внешних воздействий (например, от морских брызг). «Ящики Уорда» очень быстро набрали популярность среди богачей, приспособление стали использовать не только для транспортировки, но и устанавливать в домах.
Благодаря изобретению Уорда в Европу хлынул настоящий поток диковинных тогда растений. На специально устроенных аукционах их продавали за очень большие деньги, а многие бедняки, рискуя жизнью, отправлялись за моря в надежде разбогатеть на прихотях сильных мира сего. Удавалось далеко не каждому.
Урбанизация и цветы
XIX век для комнатного растениеводства важен не только «ящиками Уорда». В тех странах, где уже наступила эпоха индустриализации (например, в Англии), или в тех странах, где индустриализация только начиналась, все активнее шел процесс урбанизации. Бывшие сельские жители все чаще оседали в городах, а аристократия переселялась из городских усадеб в особняки. Тяга человека к природе начинала давать о себе знать, а буржуазные предметы роскоши, становясь все более доступными по мере роста благосостояния населения той или иной страны, стали появляться в домах более широких масс.
Параллельно садоводы вели селекционную работу, выводя из наиболее выносливых экзотических растений приспособленные к европейскому климату и домашним условиям. В результате двухсотлетней селекционной работы на свет появились тысячи и тысячи новых сортов растений. А когда в XX веке на помощь селекционерам пришла генная инженерия, стало возможным разведение комнатных растений на продажу в промышленных масштабах. Таким образом, культура современного комнатного растениеводства формировалась в течение последних 300 лет.