Как сделать икебану? 10 принципов новой икебаны
Fiora-kaluga.ru

Флористический портал

Как сделать икебану? 10 принципов новой икебаны

Сайт для начинающих флористов и для тех кто любит цветы и букеты. Все о флористике цветов. Уроки флористики. Стили флористики. Основы составления композиций. Правила составления букетов. Цветочный этикет.

Рубрики

Икебана: основные принципы составления своими руками

Перед новым годом я затронула тему составления композиций икебана. И, так как все больше людей интересуются японским искусством составления композиций из цветов – икебана, я хочу продолжить эту тему. Поэтому сегодня рассмотрим, как сделать классическую икебану своими руками.

Существуют множество школ и стилей, о которых я уже писала здесь. Тем не менее, какой бы стиль Вы не выбрали, есть базовые принципы составления икебаны, которые необходимо знать, чтобы сделать традиционную японскую икебану своими руками.

Основу икебаны составляют три основных линии – элемента – Син, Сое, Хикае. Син означает небо, Сое – человек, а Хикае – земля. Существуют также дополнительные линии – дзюси, которые короче основных и связывают всю композицию воедино.

И так, вот три классических правила составления икебаны:

Во-первых, все элементы в икебане устанавливаются асимметрично, и представляют собой как бы треугольник. Треугольник — основа икебаны, но есть тонкости элементы икебаны не должны находиться в одной плоскости.

Во-вторых, пропорции трех основных линий композиции предопределяются размерами вазы, а именно — его диаметром и высотой.

В-третьих, выбор сосуда имеет очень важное значение, так он не должен быть ярким чтобы не отвлекать от композиции. Желательно выбрать однотонный сосуд, который будет сочетаться с используемым растительным материалом. В роли вазы можно использовать любые сосуды: стеклянные, фарфоровые, деревянные, плетеные корзины, да все что угодно, вплоть до самых необычных предметов (ковшики для воды, детские игрушки и т.д.). Наиболее популярные формы ваз:

– плоские, типа тарелки или блюда (прямоугольные, круглые, овальные). Такие вазы используют в стиле Морибана;

– высокие, типа кувшина или бутылки, больше подходят для Нагэире.

Теперь давайте поговорим о том, как рассчитать длину элементов икебаны.

Мы уже знаем, что для этого необходимо знать высоту (h) и диаметр (d) вазы, в которой будет составляться икебана. Разные школы предлагают разные варианты расчетов. Например:

Школа Охара: син=h+d*1,5, сое=2/3 син, а хикае=1/3 син или 2/3 сое. Школа Согецу: син=(h+d)*1,5, сое=3/4 син, а хикае=3/4 сое.

Расчет первого и последующих элементов также зависит от стиля икебаны. Мы в принципе можем пользоваться общей формулой, где длина первого элемента Син определяется таким образом: (h+d)*1,5. Длина второго элемента Сое это 2/3 линии Син (небо), а длина Хикае составляет 2/3 длины Сое. Учтите, что размер элементов рассчитывается от горловины сосуда без учета длины стебля, находящегося внутри.

От угла наклона линии Син зависит форма композиции. Конструктивно линия Сое (человек) должна быть наклонена в ту же сторону, что и Син. Третий самый короткий элемент – Хикае помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклонены Сое и Син. В конце добавляется дополнительный растительный материал так называемые дзюси. Но, помните, что дзюси не должны быть длиннее и ярче основных элементов.

Икебана относится к линейному стилю флористики, основными принципами которого является наличие свободного пространства в пределах композиции и четкость линий. Поэтому не старайтесь сделать икебану пышной или нагроможденной.

Все элементы закрепляются в композиции при помощи кензана. Как пользоваться кензаном и способы крепления цветов в нем читайте здесь. Если Вы собираетесь сделать икебану из искусственных или сухих цветов, то вместо кензана возможно использовать флористическую пену.

Несмотря на то, что икебана строится по правилам, научиться делать икебану своими руками не так то просто. Составление икебаны это искусство, которое откроет Вам путь в мир прекрасного, а в замен потребует максимальной отдачи и усердия. Начинайте пробовать составлять композиции из простых и скромных растений или даже из искусственных цветов, и я уверена у Вас все получится.

Я поздравляю всех читателей и посетителей сайта Все о флористике с Новым 2011 годом и Рождеством. Желаю Вам удачи во всех начинаниях, творческих успехов, крепкого здоровья и пусть Ваши мечты начнут сбываться с первых дней наступившего года.

Как сделать икебану? 10 принципов новой икебаны.

В новой икебане, в отличии от традиционной, можно отходить от использования трех обязательных линий (небо, человек, земля) и правил их установки (размеры, угол наклона).

Изогнутые линии в новой икебане

Напоминают охотничий лук или арку. Изгиб может быть различной степени, от легкого до крупного, что достигается соответствующей обработкой материала. Можно использовать ветви различных видов ивы, спиреи японской, барбариса тунберга, метелки дикого просо и др.

Спиральные и круглые линии в новой икебане

Эти линии изгибают более сильно, чем в предыдущем случае. Концы линий обязательно встречаются или продолжают спиральные изгибы. Такие линии можно сделать из растительного материала – побегов лиан (винограда, глицинии, лимонника, актинидии и др.) и ветвей ивы, так и из проволоки.

Параллельные линии в новой икебане

Они могут быть прямостоящими вертикальными (перпендикулярными к вазе), горизонтальными (параллельными ей) или диагональными (расположенными под углом). Размещают их часто на переднем и заднем плане контейнера, за счет чего обеспечивается глубина цветочной композиции. Такие линии можно получить используя любые растения, имеющие прямые стебельки – бамбук, пшеница, мискантус, лук и др.

Изломанные линии в новой икебане

Такие линии могут иметь простой перегиб, т.е. сгибаться в одном месте, или более сложный – зигзагообразный. Углы изгибов придают линии остроугольность, а всей аранжировке – строгость и суровость, которую можно усилить соответствующим подбором материала. Изящные изломанные линии можно получить из ситника, тимофеевки и других злаковых, которые нужно предварительно заглициринить. Более крупные рельефные линии дают сансивьера, кливия, рогоз.

Пересекающиеся линии в новой икебане

Пересекающиеся линии могут быть как прямыми, так и изогнутыми, но пересечения должны быть тщательно продуманными. В таком случае можно добиться сильного ритма, а беспорядочные пересечения негармоничны. В классической икебане пересечения вовсе не допускались. Эти линии незаменимы, если необходимо передать чувство зрелости, силы.

В качестве материала можно использовать тонкие березовые стволики с веточками, сухие стебельки гречихи сахалинской, тростника, хлебные колосья с ромашками, васильками, маками. Два цветка пиона на слегка изгибающихся стеблях, поставленные в две вазы и устремленные друг к другу, дадут не только пересекающиеся линии, но и одну из чудесных цветочных композиций – танец цветов.

Лучистые линии в новой икебане

Эти линии как бы выходящие из одной точки, получают из цветущих веток кустарника, трав, листьев ириса и др. лучи стараются не располагать в одной плоскости, некоторые из них направляют вперед, другие назад. Это подчеркнет глубину цветочной композиции, и она не будет плоской.

Левое и правое направление в новой икебане

Левое и правое направление построено на тонкой искусной асимметрии. Асимметрия достигается за счет контраста направленности веток различных размеров и окраски левой и правой сторон аранжировки.

Высокое и низкое направление в новой икебане

Оно построено на контрасте между вершиной и основанием аранжировки. Используется контраст как по форме, так и по цвету. Ваза часто рассматривается как часть основания композиции.

Плоскость в новой икебане

Плоскость эффектно включается в композиции. В традиционной икебане она не принималась во внимание и не являлась художественным элементом. Плоскость чаще создают крупные плоские листья деревьев, кустарников и оранжерейных растений (монстера, бадан, борщевик и др.).

Роль массы в новой икебане

Масса играет очень важную роль в новой икебане. Но воспринимается она, в отличии от канонов европейской и американской аранжировок, как цельное соединение цвета и формы. Масса растений должна здесь передавать чувство объема. Пространство входит в аранжировку как и весь материал. Школа Согэцу подчеркивает, что икебана – это скульптура из цветов, и это нельзя упускать из виду, работая с материалом, который планируется использовать как массу.

Из цветочной массы удаляют все листья и тяжелую зелень как сильный цвет, оставляют непосредственно цветки. Это делается для усиления цветового воздействия аранжировки. Нужно достигать баланса не только по форме, но и по цвету. Можно уравновесить две массы равного размера благодаря умелому выбору цвета. Массу делят на две основные формы: круглая или эллиптическая масса, прямоугольная масса.

После тщательного изучения десяти основных принципов новой икебаны можно попробовать использовать их в различных комбинациях. Аранжировка с использованием 2-3 принципов сохраняет простоту. Добавляя и усиливая принципы, можно создать тяжелую полную икебану, которая популярна сейчас в Японии.

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Читать еще:  Зачем человеку кактус

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

Когда все раздражает… составь икебану!

Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

От такого презента сложно отказаться

Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Читать еще:  Правда о кактусах

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Азы создания икебаны

Многие люди слышали про такое искусство, как икебана, своими руками такую композицию вполне возможно сделать.

Эта техника предполагает создание букетов. Такие композиции смотрятся очень красиво, а сам букет будет наполнять помещение неповторимым ароматом.

Кроме того, это японское искусство имеет всегда определенный смысл. Можно запросто освоить такое искусство.

Основные стили

Прежде чем думать, как сделать икебану, необходимо ознакомиться с теоретической стороной этого искусства. Сначала следует изучить стили. Существует множество подвидов, которые отличаются стилевыми особенностями.

Если переводить дословно, то название этого стиля переводится как «растение, которое стоит». Другими словами, в композиции большая часть букета должна располагаться вертикально. Можно использовать веточки вербы. Своими руками составить простой букет сможет каждый. На основе такого стиля создано множество других разновидностей, которые являются более сложными. На данный момент этот стиль, по мнению большинства специалистов, считается устаревшим, так что он применяется крайне редко.

Еще один известный стиль — это Сека. Его ввели еще в середине 17 столетия. Он является более упрощенной разновидностью стиля Рикка. Главное отличие заключается в том, что при построении букета по стилю Сека применяется только 3 растения, которые будут располагаться вертикально. Они будут ассоциироваться с землей, небом и людьми. В стиле главным является подчеркивание красоты растений.

Этот стиль в Японии называют Хейка. Главное отличие заключается в том, что в качестве основы выступает ваза, но необычная. Она должна быть высокой и при этом иметь узкую горловину. Когда делают композицию из цветов, то ставят растения высокого типа. А основной и опорой для них являются горлышко и стенки самой вазы.

Морибана является противоположностью предыдущему стилю, но только если сравнивать по основе. В данном случае не используются высокие узкие вазы. Теперь основой выступает посудина, которая является очень низкой, но широкой, т.е. практически плоской, как подносы, блюдца и тарелки. Зато такая композиция выходит объемной, если сравнивать с предыдущим стилем.

Этот стиль складывается на основе использования нескольких стилей. Такая смесь выходит очень интересной, а для создателя букетов будет полезно развить свою фантазию, т.к. практически все границы смываются.

Аспекты составления икебаны

Прежде чем думать, как сделать икебану, требуется узнать все правила и нюансы. Следует понимать, что существует разница между настоящим искусством и обычным букетом. Главное отличие заключается в том, что японские композиции создаются в соответствии с определенной философией.

Обязательно необходимо помнить, что каждая композиция должна состоять из 3 главных линий. Первая линия олицетворяет небо. Она называется син. Вторая линия указывает на человека. Эта конструкция называется соэ. Остается еще и третья составляющая — хикаэ. Она ассоциируется с землей.

Если рассматривать икэбану (кстати именно это название правильное), то будет видно, что все 3 линии составляют фигуру в виде треугольника.

Небесная линия будет самой верхней. Линия человека будет расположена под углом к ней, но она не должна быть самой длинной. А вот линия земли должна быть самой короткой. Она располагается горизонтально внизу. Обычно хикаэ — это большой цветок (лучше не брать букет из искусственных растений, а само название искусства означает «живые цветы»), а все остальные линии сделаны из веточек, трав и корешков.

Кроме того, существует еще одно правило, которое обязательно нужно выполнять. Сама композиция должна получиться не симметричной. Это достигается за счет того, что короткие и длинные элементы располагаются под разными углами.

Учитывая перевод наименования этого японского искусства, требуется использовать только живые цветы. Однако постепенно люди начали применять и сухие, т.к. они дольше будут сохраняться. Затем начали активно включать в букеты и искусственные. Такие элементы букета не будут вызывать аллергическую реакцию.

Если делать икебану своими руками, то нужно всегда помнить о том, что каждое растение является символом определенных явлений. Так что композиция ценится не только по внешней красоте, но и ее смысловой нагрузке.

К примеру, если необходимо указать на долговечность или юность, то можно использовать сосну или розу. Для непорочности духовной подходит только магнолия. Орхидея ассоциируется с радостью и положительными эмоциями. Для привязки к процветанию и благополучию во всех делах применяют бамбуковые палочки.

Связь с природой есть у хризантемы. Особенно этот цветок указывает на солнце и реки. Пожелание мира можно сделать с применением пиона. Этот же цветок ассоциируется с добротой. Чувство достоинства связано с ирисом, а символом выносливости является ива.

Кроме таких цветов можно использовать для создания икебан и другие растения — травы и кустарники. К примеру, подойдет ковыль, зерновые культуры, камыш, можжевельник. Все эти растения применяются для создания главных линий.

Обязательно нужно учитывать, что не всегда растения будут сочетаться. К примеру, если использовать крупные розовые бутоны и мелкие цветы, то последние станут просто незаметными. Не стоит сочетать веточки от хвойных и лиственных деревьев.

Но не только растения используются для создания икебан. Также подойдут мелкие гладкие камушки из стекла, ленточки, пластиковые элементы, галька. Эти материалы будут красивым украшением.

Икебана своими руками

Чтобы составить композицию, нужно заранее запастись шишками, фруктовыми дольками, сухоцветами. Нужно выбрать и основу для композиции — подставку. Могут понадобиться вспомогательные приспособления в качестве держателей веток. Они будут обустраиваться внутри самой вазы или подставки.

Начинать композицию всегда нужно только с небесной линии. Только потом можно закреплять линии земли и человека. Можно дополнять конструкцию второстепенными элементами.

  1. Вариант 1 — богатство и изобилие.

Самостоятельно можно сделать букет, который будет выступать в качестве пожелания изобилия. Богатство является неоднозначным понятием в этом японском искусстве. Здесь учитывается и достаток материального плана, и большой опыт. Для первого символом будет орхидея, а для второго аспекта подойдет илекс (но должно быть много ягод) или сосна.

Красота достигается не количеством, а силой. Чем меньше будут размеры композиции, то глубже будет ее смысл. К примеру, можно использовать хризантемы белого цвета, а розы красного оттенка. Это символы мужского и женского начала. Кстати, в состав композиции входит и вода, т.к. она взаимодействует с цветами.

  1. Вариант 3 — сила и стойкость духа.

Для такой композиции понадобятся гиппеаструм и стилграсс. Их нужно закрепить в нескольких местах. Для этого используются только темные нитки или проволока. Также иголки боярышника должны прикасаться с листьям аспидистра. В качестве основы подойдет керамическая ваза.

  1. Вариант 4 — крепкая семья.

Семья ассоциируется с домашним уютом и теплом. Для этого подойдет тыква, так что обязательно нужно использовать ее плоды. Также понадобятся веточки илекса, на которых расположено множество ягод. Такая композиция будет долго стоять.

Каждый человек сможет освоить такое искусство, как икебана, своими руками сделать букет не составит труда, если знать правила.

Можно получить не только красивую композицию, но и букет со смыслом, который будет прекрасным подарком близким людям.

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Читать еще:  Сад в бутылке или сад в аквариуме

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.


В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector